Буш и Путин могут договориться

Отмечу несколько моментов.
Отмечу несколько моментов. Первый, что касается самих американских выборов. Альберт Гор действительно совершил большую ошибку, дистанцировавшись от Клинтона.

По данным социологов, 20 процентов американцев, которые одобряют курс Клинтона, и 15 процентов тех, кто хорошо относится лично к самому Клинтону, проголосовали за Буша. Но, на мой взгляд, исход предвыборной кампании все же в большей степени связан не с ошибками Гора, а с теми процессами, которые происходили в США в последние десятилетия. Обозначу их пунктирно. Прежде всего это беспрецедентно затянувшееся экономическое процветание Америки, что привело к тому, что называют новой экономикой.

Сформировалась абсолютно новая политическая повестка дня. Такие вопросы, как дефицит бюджета, безработица и т.д., актуально стоявшие в начале 90-х годов, отошли на второй план. На первый план вышли проблемы социального обеспечения, образования, то есть вопросы качества жизни. Это создало ситуацию, когда трудно было увидеть различия в предвыборных программах демократов и республиканцев. Выбор для американских избирателей оказался столь сложным, что является отражением нового процесса, происходящего на американской политической арене.

Второй момент связан со скандальным исходом выборов. Он заметно ослабляет нового президента и новую администрацию. Нет четкого мандата, оппозиция при той степени эмоционального противостояния, какое имеет место в Вашингтоне, будет ставить вопрос о его легитимности. В конгрессе, как известно, расстановка сил определилась формулой фифти-фифти. Новому президенту трудно будет проводить что-либо новое по любому вопросу. В этих условиях уже началась предвыборная кампания 2002 года. Я не исключаю, что в сенате и в конгрессе большинство могут получить демократы.

Конечно, все указанные обстоятельства будут сказываться на выработке администрацией Буша принципов внешней политики, ибо возможности для широкого маневра будут ограничены.

В российско-американских отношениях политика Клинтона потерпела крах в 1998 году во время дефолта. Косово и остальные проблемы это только подтвердили. Кризисные явления усиливались вплоть до прихода в Кремль Владимира Путина. Более того, возникла даже напряженность во взаимоотношениях (дело Поупа, проблема Гор - Черномырдин и т.д.). При этом институционное взаимодействие России с США очень слабо. В целом мой прогноз выглядит пока сумрачным. Тем не менее я не исключаю, что взаимоотношения России с США при администрации Буша могут развиваться и в позитивном направлении. Я исхожу из другого порядка приоритетов вопросов.

На первое место я ставлю вопросы экономические, связанные с реструктуризацией российских внешних долгов. Не сомневаюсь, что по этому вопросу республиканцы будут занимать жесткую позицию. Но их любовь к МВФ сопоставима только с аналогичной любовью Москвы к тому же МВФ. Возможность пересмотра Бушем отношения к этому международному финансовому институту теоретически создает ситуацию, когда по-другому будет рассматриваться проблема русских долгов.

Второй аспект - это НАТО и региональные проблемы. Я полагаю, что, если во взаимоотношениях между Москвой и Вашингтоном не случится форс-мажорных обстоятельств, проблема возможного продвижения НАТО на Восток будет снята с повестки дня. Добавлю, что республиканцы с подозрением относятся и к идее европейской оборонной безопасности.

Возникает также перспектива создания треугольника США - Россия - Китай, в котором основное противостояние будет проходить по линии США - Китай. Таким образом, у России появляется определенный выбор внешнеполитических возможностей, и администрация Буша с ее известными геополитическими воззрениями может демонстрировать склонность смотреть на проблему под российским углом зрения. Буш постарается не допустить российско-китайского сближения.

Теперь о третьем пакете - контроле над вооружениями. Администрация Буша, состоящая из прагматиков, может предложить в этой сфере новые подходы. Если возникает перспектива благоприятного решения для России экономических вопросов (например, списания долгов), то это может сказаться на гибкости российского подхода к проблеме ПРО. При Клинтоне так вопрос не стоял, но при Буше он так может быть сформулирован. Однако такому сценарию я отвожу не более 10 - 15 процентов. Это к тому, что нет пока оснований при новой администрации автоматом рассматривать вероятность конфронтационного развития отношений между нашими странами.

P.S. К соображениям, которые высказал крупнейший специалист по США Сергей Михайлович Рогов, следует добавить, что в Минске весьма внимательно относились к происходящим в Америке президентским выборам. Надо признать, что в последние годы администрация США весьма жестко ставила вопросы в отношении Беларуси. Причин этому много, и они достаточно широко освещались в прессе. По нашему мнению, определенные шаги администрации США основывались на односторонней информации, которая поступала в Вашингтон из посольства в Минске и от некоторых оппозиционных политиков. Претензии, высказываемые госдепом, зачастую носили формальный характер, опирающийся на одностороннюю информацию.

Сейчас, как известно, в Минск прибыл новый посол США, опытный дипломат г-н Козак, который известен своим прагматизмом и взвешенностью оценок. Есть основания думать, что, в отличие от некоторых своих предшественников, новый посол глубже вникнет в логику происходящих в Беларуси политических и социально-экономических процессов, а его анализ будет более объективным.

Что касается подошедшей к финалу интриги президентских выборов, то серьезные белорусские политологи склоняются к мнению, что кардинальные изменения в отношениях между нашими странами не зависят от персоналий хозяина Белого дома. Правда, есть одна оговорка. Затянувшаяся предвыборная борьба проходила под строгим контролем юристов, однако она обнажила и существенные недостатки избирательной системы. Таким образом, весь мир убедился, что даже в стране с такой универсальной системой демократических институтов, как США, могут происходить события, вызывающие критику как внутри страны, так и за рубежом. Данное обстоятельство следует рассматривать и под таким углом зрения. В современном мире ни одна страна не может считать себя строгим и бескомпромиссным учителем! Мир многолик, и это требует от всех членов сообщества не только проявлять большую терпимость, но и постараться лучше понимать друг друга.

Судя по всему, на законных основаниях президентом США на следующий срок избран Джордж Буш-младший. Любопытно, что за всю историю США впервые президентом страны станет сын Президента - это тоже наносит яркий штрих на традиционный холст американской политической жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter