Буря в стакане воды

Лето традиционно трудное время для журналистов, пишущих о шоу-бизнесе. Артисты и шоумены разъезжаются кто в "чес", а кто в отпуск. Планами о новых проектах делятся неохотно...
Лето традиционно трудное время для журналистов, пишущих о шоу-бизнесе. Артисты и шоумены разъезжаются кто в "чес", а кто в отпуск. Планами о новых проектах делятся неохотно. Культурная жизнь до сентября практически полностью вымирает. В поисках сюжета для статьи остается уповать на внеплановые, экстраординарные ситуации. Правда, в последнее время авторами и режиссерами этих самых ситуаций выступают или сами артисты, или специально обученные премудростям пиара специалисты. Происходит это так. Некий артист А, обеспокоенный слабой продажей билетов на свои концерты, задумывает освежить о себе народную память. С этой целью журналистам подбрасывается "эксклюзивная информация" о том, что артист Б укусил коллегу А в его собственной гримерке. Варианты возможны самые разные: певице Ж сломали нос, артистка К разводится с композитором Н, С побил таксистов на вокзале, а женское трио Л задержало грабителя в поезде. Истины ради следует уточнить, что эксцессы со звездами эстрады иногда происходят и в действительности. Например, как в случае с солистом группы "Дискотека Авария", который надолго загремел в реанимацию после бандитского нападения. Однако в отсутствии серьезного информационного повода журналисты с радостью хватаются за любой "материал", не особо задаваясь вопросом: а был ли мальчик?

Искусственно (искусно) подогревать к себе интерес публичные люди, чей доход прямо пропорционален количеству сплетен, научились задолго до XX века. Однако уже в медиаэпоху первый наглядный урок, как из мухи сделать слона, преподала первая донна советской эстрады. Биографы и коллеги Пугачевой охотно вспоминают, как во время творческого застоя артистка лихо обернула бытовой конфликт в гостинице "Прибалтийская" в ловкий пиар-ход. Отчеты о скандальном поведении певицы, опубликованные во всех союзных изданиях, мгновенно, как теперь говорят, вознесли ее рейтинг под небеса. С тех пор Алла Борисовна не раз удивляла публику своей изобретательностью. И, честно говоря, уже не очень хочется вникать, что правда в ее жизни, а что - обман. Пугачева великая. Ей все прощаешь.

...Впрочем, трагедией пиарщики злоупотребляют нечасто. Прибегая в основном к "безболезненной" мелодраме или комедии. В книжке своих воспоминаний легендарный директор сначала Пугачевой, а потом Киркорова Олег Непомнящий с упоением пересказывает один из многочисленных примеров забавного и невинного надувательства. На одном из курортов под дружественной личиной в доверие к Непомнящему втиралась некая журналистка. Ее целью, разумеется, была добыча "жареного" о Киркорове. Журналистка делала вид, что она в отпуске и справляется о тогдашнем супруге АБП "не для печати", а из праздного любопытства. Но она недооценила "противника". Посвятив всю свою жизнь делу раскрутки артистов, Непомнящий не мог быть столь наивен, чтобы излить душу первому встречному человеку, прячущему в сумочке включенный диктофон. Он решил журналистку переиграть и проучить. С видом крайней доверительности Олег Наумович сообщил работнице пера "страшную тайну": Филипп Киркоров до сих пор растет! Он уже не вмещается ни в один самолет. И мировые светила медицинской науки не знают, что делать с этой напастью. Журналистка внимательно выслушала арт-директора, сочувственно покивала головой и, сославшись на невыключенный утюг, быстрым шагом ретировалась. Через пару дней уже все газеты перепечатывали эту сенсацию. Не помню точно, но когда я об этом прочла у Непомнящего, мне показалось, что я сама "обрабатывала" новость о "странной болезни Киркорова".

Конечно, спустя много лет остается лишь добродушно улыбаться и собственной доверчивости, и предприимчивости профессионала. Беда в том, что такие эпизоды складываются в систему и оставляют неприятный осадок. Это я сейчас мягко сказала. Проще говоря, когда читаешь заметку в газете или пресс-релиз о скандальном (занятном) случае из жизни артиста, по меньшей мере информация не вызывает доверия. А по существу - приятия. Уж больно не хочется вновь и вновь оказываться одураченным болваном в ситуации, когда надо писать хоть о чем-то.

Именно с такими чувствами я встретила солиста группы "Атлантика" Алекса Дэвида, который пришел в редакцию рассказать о "скандальном" расставании с бэк-вокалистом Димитром. История вкратце такова. 4 августа в эфире программы Первого Национального телеканала "Добрай ранiцы, Беларусь!" Димитр якобы объявил о том, что группа "Атлантика" прекратила свое существование. Хотя сам Димитр был уволен из коллектива месяцем ранее, а группа продолжает здравствовать в новом составе. Далее, со слов Алекса Дэвида, в адрес Белтелерадиокомпании была направлена претензия от компании "Вест Рекордз", которая занимается выпуском альбомов "Атлантики", с требованием опровергнуть информацию о распаде ансамбля. Уже через три дня в той же программе появился сам Алекс, где представил новых участников группы. Основное недовольство Алекс Дэвид выражал по поводу того, что экс-бэк-вокалист Димитр якобы неправомерно пользуется брэндом "Атлантика" (в подтверждение чего была предъявлена афиша) и даже "открывает рот" под фонограмму Алекса, гастролируя по белорусским пансионатам.

Первой моей реакцией на услышанное было грозное: "А чем докажешь, что это не пиар? Завтра вы вновь объединитесь. И посмеетесь над пишущей братией". В ситуации, когда ежедневно сталкиваешься с тщательно спланированными пиар-трюками, поверить кому-то на слово как-то уже и не решаешься. Поэтому разбираться во всем пришлось самостоятельно. И результат маленького журналистского расследования, увы, запутал еще больше.

Первым делом я расспросила Димитра о том злополучном телеэфире. Он заверил меня, что не говорил о распаде "Атлантики" в передаче Светланы Боровской. А наоборот, поделился планами относительно будущей сольной карьеры под брэндом "Димитр", пожелал творческих успехов новому составу "Атлантики" и пожурил журналистов, распространяющих непроверенную информацию.

Вняв упрекам Димитра, я связалась с пресс-службой Белтелерадиокомпании с просьбой показать мне программу "Добрай ранiцы, Беларусь!", чтобы увидеть все своими глазами. К сожалению, оказалось, что это не представляется возможным. Прямой эфир не хранится в архиве. А свидетельства телезрителей разнятся, как "показания" Алекса и Димитра.

Что касается претензии от "Вест Рекордз", представитель компании Николай Сапунов мне сообщил, что никакой "официальной бумаги" с претензией на Первый Национальный никто не отправлял. Имел место обычный пресс-релиз с опровержением информации о "кончине" группы, а также устная договоренность об интервью в той же программе с новым составом "Атлантики".

Дело с использованием фонограммы и названия группы оказалось столь же мутным. Я позвонила в пансионат, где недавно выступал Димитр, и коварно спросила начальника отдела культуры: "Как прошел концерт "Атлантики?" На что был получен следующий ответ: "Атлантика" к нам не приезжала. Выступал бывший бэк-вокалист Димитр. Пел хиты 70-х годов, сам и по-русски". Выходит, Димитр не пользовался фонограммой Алекса? Ведь все песни "Атлантики" были записаны на английском языке. Но Алекс утверждает, что лично слышал, как Димитр "открывает рот" под его "фанеру"... Артисты, которые вчера еще были не разлей вода, сегодня обвиняют друг друга во лжи, но при этом, пытаясь сохранить лицо, демонстративно желают друг другу автономного творческого счастья. Что это - нехитрое желание "засветиться" во время летнего затишья? Или игра во "взрослый" шоу-бизнес с использованием заимствованных дефиниций: "интеллектуальная собственность", "будем говорить через адвокатов", "не имеешь права пользоваться брэндом"? Полагаю, все это уместно, когда речь идет о серьезных мировых проектах, миллионных вливаниях и сверхприбылях. Наши же артисты, чьи песни появились в радиоэфире всего пару лет назад, так хотят быть похожими на западных (или российских) звезд, что, не задумываясь о собственном вкладе в мировую культуру, неумело, но напористо "делают себе пиар", нанимают пресс-секретарей и юристов. Пафоса много, а что толку? Ну и что с того, что Алекс и Димитр больше не поют вместе? Эстрада большая, всем места хватит. Другое дело, что "громкие" поводы часто заменяют собой творческие подвиги. Понятно, что Димитру самому не быть узнанным без уточнения, что это тот самый Димитр, который пел в "Атлантике". Но случайно ли новый бэк-вокалист "Атлантики", как клон, похож на своего предшественника? Нет, все это не случайно. Просто оба, и Алекс, и Димитр, отлично осознают степень своей популярности и интерес публики к каждому из них по отдельности. Бывшим "одногруппникам" мне хочется сказать: мужики, вы покажите, на что способны друг без друга, а мы, зрители, уж как-нибудь сами разберемся, кто из вас молодец, а кто нет. Еще "круче" будет, если это у вас получится без взаимных упреков и спланированных "скандальных" историй.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter