Кафе VS автомойка
В рабочий полдень свободных мест в кафе почти нет. Пончики, бургеры, роллы, шаурма, кофе – это самые ходовые блюда в меню. Пообедать заходят и студенты из соседнего общежития, и продавцы торгового центра, в котором расположилось кафе. Решив сделать ставку на фастфуд, ребята не прогадали. А начиналось все в 2015 году с того, что мастер завода Кирилл Кузин и предприниматель Илья Трумм заинтересовались краудинвестингом. Вначале рассматривали вариант автомойки самообслуживания, но идею отмели из-за слишком большого срока окупаемости.Проанализировав рынок фастфуда, решили остановиться на бургерах – сложных конструкциях из котлет, зелени и булочек. После приблизительного подсчета стоимости закупок продуктов, аренды помещения, накладных расходов вырисовалась стартовая цифра в 20 тысяч долларов. Чтобы ее собрать, бросили клич по жителям города. Сарафанное радио сработало, вспоминает Кирилл:
– Около 20 человек захотели вложить свои средства в проект. Подключились и рабочие заводов, и спортсмены, и даже студенты. Мы не могли гарантировать им, что кафе ждет успех, но пообещали вернуть оставшиеся деньги (пропорционально вложенным суммам), если дело не пойдет. В 2016 году зарегистрировали ЗАО «БелКраудИнвест» и стали продавать акции. Вложили и собственные средства.
Всю мебель делали сами
В этом деле очень важно было не только знание основных бизнес-процессов, но и смекалка, смелость и житейский опыт. За два дня до открытия заведения в нем еще не было ни барной стойки, ни стульев. Кириллу и его партнерам пришлось многое делать своими руками:– Последнюю неделю жили здесь. Барная стойка, столешница, за которой мы с вами пьем кофе, плитка на полу, деревянный декор стены и даже рамки для картин – все это появилось здесь благодаря нашим стараниям.
Сейчас, когда кафе работает стабильно, инвесторы полным составом общаются в основном в «Вайбере». Как распорядиться прибылью, решают на ежегодном собрании в январе. В этом году ЗАО сработало в плюс. Было принято решение часть прибыли вложить в развитие бизнеса (взять в аренду помещение по соседству и обустроить его, чтобы открыть еще один зал), а часть – выплатить дивидендами.
– Согласно типологии руководителей, составленной одним из ведущих мировых экспертов в области эффективности ведения бизнеса Ицхаком Адизесом, есть администраторы, предприниматели, производители, интеграторы. Так вот мы с напарником чистые предприниматели, постоянно ищем идеи. Если Илья занимается закупкой продуктов для кафе, то я больше внимания уделяю новому направлению – веб-разработке. Мы выпускаем программные продукты, запустили образовательные курсы.
Все дело в котлетах
В штате – десять человек: повара, бармены, бухгалтер. Ребята планируют взять еще и профессионального маркетолога. И хоть людно здесь с утра до вечера (за день приходит около 200 голодных клиентов), о кафе слышал далеко не каждый горожанин. Кирилл удивляется:
– Были уверены, что реклама не понадобится: знакомый расскажет знакомому – и так по цепочке. Однако этого не произошло. По нашим подсчетам, лишь каждый третий новополочанин знает, что в торговом центре есть бургерная.
Конкуренции молодые предприниматели не боятся. Главное – найти свою нишу, уверены парни:
– Недавно в полусотне метров от нас открылся кофе-бокс. Часть наших клиентов ушла к ним. Чтобы удержать оставшихся, постоянно придумываем что-то новое. При этом цены демократичные: бургер с кофе обходится в среднем в четыре рубля. Да, удивлять клиентов кулинарными изысками за эти деньги сложно. Но мы и планировали сделать уютное кафе на каждый день, где все просто и вкусно. Чтобы быть уверенными в последнем, котлеты производим сами, никаких полуфабрикатов.
Держать цену на низком уровне удается благодаря тому, что кафе занимает маленькое помещение с невысокой стоимостью аренды и коммунальных платежей, в нем небольшой штат и нет официантов. В заведении рассчитывают на сознательность посетителей и просят убирать за собой после еды. А еще бизнесмены принципиально отказались от продажи спиртных напитков и сигарет. Сами за здоровый образ жизни и клиентов к этому призывают.
– Узнав о нашем проекте, жители Минска и Борисова тоже захотели в нем поучаствовать. Но мы пока отказались, потому что не сможем вести дела за пределами области. А вот насчет Витебска подумываем, там есть люди, горящие идеей, готовые оставить работу ради собственного дела.
odubrovsk@sb.by
Фото автора