Бумеранг хамства

В роли просителя ежедневно, сам не замечая, бывает каждый…

В роли просителя ежедневно, сам того не замечая, бывает каждый из нас…

Наверное, мы уже привыкли к некоторым формам откровенного хамства и воспринимаем отдельные ситуации как само собой разумеющееся. Но психология человека подобна бумерангу — сегодня в роли просителя выступаешь ты, а завтра, заняв свое рабочее место и почувствовав власть (неважно какую), «отрываешься» на других. Зачем? Вряд ли кто прямо ответит на этот вопрос. Люди, судя по всему, даже не задумываются над тем, как выглядят их действия со стороны. Но тем не менее им очень хочется поднять свою самооценку в собственных же глазах. Приведу несколько историй, с которыми, не сомневаюсь, так или иначе сталкивались и многие наши читатели.

…Утро. Самый пик движения — люди торопятся на работу. Возле остановки общественного транспорта трудится дворник. Из-под метлы прямо на ожидающих троллейбус пассажиров несется целый столб пыли. Народ терпеливо перебегает по тротуару влево-вправо, но переменчивый ветерок, как будто балуясь-проказничая, то и дело меняет свое направление. Белые летние наряды запылены, на губах и в прическах — песок. Первой «экзекуцию» не выдерживает мама с маленьким ребенком: «Да неужели нельзя было убрать раньше, зачем людей травите?!» — возмущается она. «Ага, подстраиваться под вас буду, размечтались…» — ворчит потрепанная женщина в оранжевом жилете. Судя по внешнему виду, сегодня встать рано утром она вряд ли смогла бы… В итоге настроение испорчено почти у двух десятков горожан.

На следующий день у меня командировка в Полоцк. Междугородний автобус останавливается в Шумилино. Перед самым отъездом к водителю подбегает запыхавшаяся бабуля: «Детка, до деревни, километров десять. Тебе по пути. Подкинешь?»

— Там остановки нет, могла заранее в кассе узнать! — как отрезает широкоплечий молодец за рулем.

Обескураженная старушка неуклюже выбирается с котомками из салона, смущенная, спотыкается на ступеньках. На глазах у пассажиров перебрасывает тяжелые авоськи через плечо и топает восвояси… Да, формально водитель прав: не положена остановка, значит, не положена. Возмущает другое: начальственно-воспитывающий тон водителя в разговоре с беспомощным пожилым человеком и чуть позже высаженные по дороге (тоже в неустановленном месте) двое парней. Настроение испорчено у всех пассажиров…

По делам службы, для подготовки материала, в заранее условленное время прихожу к одному из руководителей городской организации. Чиновница ведет себя вальяжно-снисходительно, ссылается на крайнюю занятость и требует отчета: зачем и для чего мне нужны сведения о деятельности субъекта хозяйствования, что конкретно я собираюсь писать, где гарантии, что я дам ей статью на согласование? Терпеливо отвечаю и чуть сдерживаюсь от желания процитировать закон о средствах массовой информации. Звонит телефон, начальница снимает трубку и следующие полчаса без всяких извинений я выслушиваю бесплатную информацию о том, как кто-то с кем-то хорошо погулял предыдущим вечером, сколько было выпито и чего, какие лекарства принимались с утра от головной боли, вы-званной похмельем, и почему в обувной мастерской до сих пор не отдают туфли… Честно говоря, писать аналитический материал тут же расхотелось, «зачесались» руки на фельетон…

Через пару дней по личным вопросам пришлось посетить одно из госучреждений города. В 11 часов дня открываю дверь кабинета, где ведется прием граждан. Ситуация явно «щекотливая»… Для меня. А вот работающие там две сотрудницы ничуть не обескуражены, скорее наоборот, возмущены моим нежданным появлением. На столе — скатерть-самобранка с мисками, тарелками и чашками. Успеваю заметить лишь салатик из помидоров, и тут же смущенно отвожу глаза. Ощущения такие, как будто ворвался в чужую кухню… Да, под дверьми очереди нет, но в любое время сюда могут зайти люди, нуждающиеся в помощи. Как себя будут чувствовать они? Почему «без отрыва от производства» в рабочее время и при открытых дверях в служебных кабинетах устраиваются застолья? Помню одного из председателей райисполкомов, у которого подчиненные даже чай зимой пили «из-под стола», чтобы не смущать посетителей и не раздражать начальника. Скажете, что в этом нет ничего предосудительного? Побывайте в роли простого посетителя, случайно попавшего «на бал», — почувствуете себя извиняющимся просителем, помешавшим пиршеству царствующих особ.

Не менее неприятную ситуацию пришлось наблюдать днями и на одном из витебских торговых рынков. Около десятка продавцов прямо на проходе у роллетов тоже накрыли стол. Правда, уже со спиртным. В пластиковых стаканчиках — вино, на импровизированном столе — закуска. Посетители рынка вынуждены впритирку к манекенам и вешалкам обходить «злачное» место, незаметно протискиваться между участниками «меро-приятия». Вряд ли можно назвать комфортным такой «шопинг» на «чужой свадьбе». К счастью гуляющих, никто не догадался вызвать милицию, а ведь это, как разъяснил позже заместитель начальника УВД Витебского облисполкома Владимир Папко, прямое нарушение законодательства, которое чревато серьезными штрафными санкциями. Рынок — общественное место, причем оборудованное системой видеонаблюдения и укомплектованное солидным штатом охраны. Почему вовремя не среагировали на «пикник» все, кто по долгу службы обязан был это сделать?

Предчувствую интерес официальных лиц к конкретным адресам событий... Но называть сегодня имена на всю страну не хочу: уверена, что ситуация, к сожалению, типична и для других регионов. Просто все мы, прежде чем ждать вежливости, корректности и чуткости со стороны других, сами должны научиться обладать этими качествами, сделать их нормой повседневной жизни. И тогда нигде и ни при каких обстоятельствах нам не придется чувствовать себя униженными или ущемленными. Может, пора наконец распрощаться с бумерангом хамства?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter