Бультерьерв шкафу

Без особого, так сказать, чутья в службе отлова минского УП "Спецкоммунавтотранс" надолго не задержишься.
"Я их сердцем чую", - утверждал известный булгаковский персонаж. Современные "отлавливатели" бродячих животных в своей работе руководствуются более прозаическими приметами. И все же без особого, так сказать, чутья в службе отлова минского УП "Спецкоммунавтотранс" надолго не задержишься. Как минимум нужно знать повадки блуждающих по улицам собак и кошек. Вопреки досужему мнению, из подобранных животных никаких "белок" не делают. Все четвероногие помещаются в открывшийся в феврале нынешнего года пункт приема и временного содержания, который делит крышу с ветстанцией Московского района. У многих из "приемышей" есть шанс попасть, как говорится, в хорошие руки.

Рабочий день "отлавливателей" начинается в 7.00. В эту пору бездомные братья наши меньшие выбираются из подвалов и спускаются с чердаков в поисках утренней добычи - содержимого пополнившихся за минувшие сутки мусорных баков. По обыкновению ежедневный маршрут каждой бригады составляется на основании заявок предприятий и организаций. Чаще всего (3 - 4 раза в месяц) к специалистам по отлову обращаются ЖЭСы.

С 7.00 до 16.00 я попадаю в распоряжение "отлавливателя" и по совместительству водителя "Газели" Александра и его напарника Сергея. Вместе со мной на заднем сиденье кабины "спецтранспорта" еще один участник рейда - стажер Виталий. Это его первый выезд. На сегодняшний день ремеслу Александра и Сергея нигде не обучают. Новички постигают азы "тихой охоты", как называют свое занятие профессионалы, на практике. По плану - "охота" на бродячих котов в районах проспекта Рокоссовского и улицы Энгельса.

Долго петляем по городским дворам. В одном из них натыкаемся на стайку хвостатых. При виде людей в спецодежде компания бросается врассыпную. Обычная реакция обитателей улицы: они всегда настороже. Догнать всех - нереально. "Отлавливатели" оценивают шансы, на что уходит не более секунды, а еще через мгновение две собаки оказываются в "пасти" сачка - первый "улов". Пленники отчаянно вертятся, еще больше запутывая сеть, и через полминуты оказываются в будке-кузове. Александр замечает недвусмысленное выражение моего лица

: - Не стесняйтесь, можете говорить все, что думаете. Как нас только не обзывают. За день такого наслушаешься: и живодеры мы, и фашисты... Обидно. Домой возвращаешься злой, как собака. Какие мы, к бесу, садисты? Это наша работа, и ее тоже кому-то надо выполнять. - Задвинув засов будки, Александр нервно затягивается сигаретой. - Поймать бы и посадить вместе с этими мурзиками и мурками их хозяев или хозяев их родителей. Вот где изверги!..

Я вспомнила, как в прошлом году к нашему двору приблудилось многодетное кошачье семейство. С наступлением первых заморозков мы с соседями недосчитались двух котят, а весну и вовсе кошка-мать встречала в одиночестве. Бдительные бабушки, от чьего зоркого ока не ускользнет ни одно мало-мальски значимое событие, "отлавливателей" в своих дворовых владениях в глаза не видели. Малыши просто замерзли. Кто знает, окажись они в пункте приема и временного содержания животных, может, кого-нибудь из мяукающей ребятни и взял бы к себе добрый человек. Это место, по словам начальника пункта Леонида Ермолаева, всегда открыто для тех, кто приходит сюда с любовью.

После очередного "гона" вслед удаляющимся "отлавливателям" укоризненно смотрит парочка ранних зевак. "Возьмете котенка?" - интересуюсь у дамы, совершающей утренний променад. "Да что вы!", - шарахается та. Продолжаем поиски животных без прописки. По дороге мои спутники выплескивают свои эмоции. "По нескольку раз на неделе принимаем вызовы от хозяев "взбесившихся" бультерьеров и питбулей, - кипятится Александр. - Дескать, собачка сделалась неуправляемой, на своих бросается. Один раз приезжаем, а животину муж с женой в шкафу заперли и требуют ее немедленно усыпить в их присутствии, чтобы никому другому не досталась, - все ж таки они ее "любили". "Благородно", ничего не скажешь". Нештатные ситуации вроде бультерьера в шкафу подкарауливают "отлавливателей" на каждом шагу. Однажды по решению суда из одной квартиры пришлось "выселять" сразу 45 котов, а из другой - 18 собак. Брать того же разъяренного пса приходится фактически голыми руками: из снаряжения - лишь спецодежда и сачок. Впрочем, скажем, Александр считает себя везучим: за пять с половиной лет ловчего стажа - ни одного укуса.

Выруливая на повороте в соседний двор, чуть не врезаемся в мертвую собаку - жертву ДТП. "Такое часто случается, - горько замечает Сергей, подбирая труп пса. - Нет ответственности - нет тормозов, словно не живое существо переехали". Увы, по наблюдению ветеринаров, дорожные травмы - весьма распространенный недуг среди бесхозных животных.

В кустах неподалеку показывается чья-то любознательная мордочка. "Ириска, - подзывает старую знакомую Сергей. - Трехцветная кошечка - отличная охотница за мышами. Таких не трогаем. Да и позаботиться о ней есть кому. Видите: возле подъезда блюдечки с молоком и едой". Вообще дворовых любимцев "отлавливатели", как правило, не забирают. Беда с теми животными, у которых нет двора-дома, которые слоняются по всему городу, сбиваются в стаи и нередко, поддавшись стадному инстинкту, становятся реальной угрозой для людей.

Рыскал ли когда-нибудь в стае эрдельтерьер, обнаруженный на игровой площадке одного из детских садов Ленинского района? Или скитался породистый пес по городским подворотням один? Сказать трудно. Только нашли бедолагу "отлавливатели" в совершенно беспомощном состоянии. Сачок не понадобился - пса заносят в будку на руках. Наблюдаю я за происходящим с еще более тягостным чувством, чем за отловом здоровых животных. У тех еще могут быть виды на счастливую собачью или кошачью жизнь, у больного найденыша чаще всего - никаких. После осмотра ветеринара безнадежно больных усыпляют...

Конечная остановка - пункт приема. Здесь животных "сортируют" и распределяют по вольерам. Возле забора резвятся полтора десятка щенков. Со взрослыми псами малышам делать нечего: им отведено особое место. Гостей шалуны встречают радостным визгом, разглядывая всех с откровенным любопытством. Леонид Ермолаев провожает меня к их старшим собратьям. У этих взгляд совершенно иной - испытывающий и просящий. Не могу не задержаться возле симпатяги-питбуля. "Сам не знаю, что я здесь делаю, заберите меня отсюда", - говорят собачьи глаза. Рядом с ним поселилась шумная дворняга. От ее лая - мурашки по коже. "Она явно нам не рада", - ищу поддержки у своего гида. "Вы не поняли, это она так с вами разговаривает, - переубеждает Леонид Владимирович. - У каждого ведь свой стиль общения. Говорят, представители бойцовских пород не могут жить под одной крышей с человеком. Это чепуха. Предназначение любой собаки - служить людям. Другое дело, не всякий находит общий язык со своим питомцем. Если, к примеру, боксер не почувствует в тебе строгого, но справедливого хозяина, он сам станет хозяином положения. Вот где кроются корни проблемы "наш четвероногий член семьи вышел из-под контроля".

По правилам, гостить в пункте приема животные-бродяги и те, кого сдали их же хозяева, могут не менее пяти дней. Некоторые задерживаются на месяц-другой: наиболее "перспективных" - здоровых и породистых - тут стараются оставлять как можно дольше. "К сожалению, у нас не приют, куда животные определяются пожизненно, - говорит Леонид Ермолаев. - Мы располагаем 85 клетками в открытом вольере, где содержатся длинношерстные собаки, и 22 - в закрытом, предназначенном для лающих питомцев без теплой шубки и для кошачьего племени. Вакантных мест, к сожалению, нет: новых хозяев находит только 10-я часть наших подопечных, а в среднем в год отлавливается до 12 тысяч бродячих животных. Сегодня, к примеру, у нас около 200 постояльцев - примерно поровну кошек и собак".

В Москве полным ходом реализуется программа стерилизации бездомных четвероногих. После этой процедуры в специальных ошейниках их выпускают на волю. Общественное объединение защиты животных "Ратаванне", с которым руководство пункта приема тесно сотрудничает, на данный момент оплачивает в месяц стерилизацию примерно 10 отловленных животных. Это немного, но больше, чем ничего. А вот отпускать стерилизованных кошек и собак обратно на улицу Леонид Владимирович считает делом небезопасным. Активисты "Ратавання" "ведут" своих подопечных до конца: "прописывают" их по проверенным адресам.

Ну а тем, кто сейчас готовится вышвырнуть надоевшего домашнего "любимца" на улицу, советую прежде навестить пункт приема и заглянуть в глаза его обитателям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter