Бориса Романченко, прошедшего через ад нацистских лагерей в Германии, убил нацизм, расцветший в Украине

Бухенвальдский набат

«Иди и смотри!» Да, трудно следовать этому зову. Все еще трудно. В нас вселяют ужас сотни тысяч жертв, которых поглотил этот ад, которые стали людьми без имени, прежде чем их затолкали в лагеря, отравили газом или сразу с перрона железнодорожной станции погнали к краю рва и там расстреляли. В нас вселяет ужас война, планы, приказы и методы ведения которой подразумевали тотальное уничтожение. Беларуси пришлось на себе испытать, что это означает».

Это сказано 29 июня 2018 года на митинге-реквиеме на территории бывшего лагеря смерти Тростенец — фильм культового режиссера вспоминает, обещает не дать угаснуть знанию о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной федеральный президент Германии Франк Штайнмайер.

«Сегодня я пришел сюда, чтобы почтить память жертв варварских преступлений, совершенных здесь немцами в годы Второй мировой войны. Для Беларуси это место большой трагедии. Я вас хочу заверить, что Германией никогда не будет забыто то, что здесь произошло от ее имени. Не забудем эту невыразимую причиненную боль».

Это сказано 22 марта — возложить цветы и почтить память сожженных в огне людей в мемориальный комплекс «Хатынь» прибыл посол Германии в Беларуси Манфред Хутерер.

Сильные, искренние слова. И очень жаль, что это лишь личная позиция честных людей. Хотя исходя из занимаемых ими должностей должна была быть государственной идеологией страны, но не стала. И вот что дает мне повод так думать.

«Полагаем, что данное сугубо эмоциональное и конъюнктурное решение не может быть оправданно с учетом миллионных жертв белорусского народа в годы Второй мировой войны и десятков тысяч белорусских узников различных концлагерей на территории Германии, в том числе Бухенвальда и Миттельбау-Дора».

Это сказано 30 марта — пресс-секретарь нашего МИД Анатолий Глаз возмущен прямым оскорблением, плевком в душу людям, которые внесли решающий вклад в разгром фашизма в Европе и пережили ужасы фашистских концлагерей.

Эти эмоции и возмущение нельзя не разделить и вот почему. 30 марта немецкий фонд «Мемориалы Бухенвальд и Миттельбау-Дора» письменно уведомил посольство Беларуси в ФРГ о нежелательности участия белорусских дипломатов в организуемых немецкой стороной памятных мероприятиях, посвященных освобождению упомянутых концлагерей. Аналогичное уведомление получило российское внешнеполитическое ведомство.

«Невыносимо представить, что в годовщину освобождения лагерей Бухенвальд и Миттельбау-Дора будут приглашены официальные представители российского и белорусского правительств» стало некоему директору фонда. Фамилия которого в истории вряд ли сохранится, а я его пиарить тоже не нанимался. И об этом говорю единственно с целью получить ответ на чрезвычайно меня интересующий вопрос. Как то: если президент страны, ее полномочный посол в нашей стране, немало других официальных лиц, в первую очередь недавно покинувшая пост канцлера Меркель, с таким уважением и, как кажется, искренне говорят о вкладе наших, русского и белорусского, народов в победу над фашизмом, не пытаются переложить вину своих соотечественников за убийства миллионов мирных людей на других, то, может, мерзкий этот пасквиль недоразумение? Синдром исполнителя, прилюдно признавшегося в собственной дурости? В том, что он dumm, как говорится, kopf — глупая голова.

Если учесть, что повод для отказа — недавняя гибель в Харькове бывшего узника Бухенвальда, вице-премьера фонда по Украине 96-летнего Бориса Романченко, то, кажется, так и есть. Объясню, что имею в виду.

Только глупый, с крайне ограниченным пониманием ситуации и тоннельным зрением человек не может не понимать, что снаряд в харьковскую квартиру ветерана в марте 2022 года (есть версия, что это был перекрестный огонь националистических батальонов) прилетел из 2014 года.

Что орудие, его пославшее, изготовили к бою Порошенко, потом Зеленский и их политсвита, все эти годы саботирующие выполнение Минских соглашений.

Что целеуказание осуществили нацбаты (это слово расшифровываю не как национальные, а как нацистские батальоны), все эти восемь лет заливающие кровью Донбасс и Луганск.

Что матобеспечение карательной операции — это США и НАТО: в страну хлынули «джавелины» и прочее летальное оружие, снаряжение, обмундирование, и где-то слышал даже о переносных крематориях от Германии.

Что операция политического прикрытия — это страны ЕС: их руководство, включая и Францию, и Германию, участвовавших в выработке Минских соглашений, не только позволили демонстративно их игнорировать, но и с пеной у рта убеждают всех, что геноцид по нацистским лекалам «Азова», «Айдара», других террористических формирований, 14 с лишним тысяч убитых мирных жителей, в том числе и больше 150 детей, в итоге «это другое».

А теперь поспорьте со мной, убедите меня, что Бориса Романченко, прошедшего через ад четырех нацистских лагерей в Германии, убил не нацизм, махровым цветом расцветший в Украине.

Вечная ему память. И презрение тем, кто эту трагедию цинично использовал. Кстати, я даже не говорю о том, что наша страна к сегодняшним украинским событиям — никаким боком, но мы и Россия — союзники, а значит, удар держим сообща. Так, если кто забыл, всегда было и так всегда будет.

Jedem das Seine («Каждому свое») — было начертано на воротах Бухенвальда. Что означало: одним, кто против фашизма и нацизма, — ад сотен бухенвальдов, другим, нацистам и фашистам, — жизненное пространство, очищенное от миллионов «унтерменшей», и рай земной. В 1941—1945 годах советский народ и мы, белорусы, как его неотъемлемая часть, эту нацистскую химеру уничтожили. Тогда казалось, что навсегда, ан нет. 

Очередной недружественный шаг против нашей страны не остался незамеченным. В пятницу депутаты Совета Республики Национального собрания приняли соответствующее обращение к депутатам Бундестага Германии, а спикер Наталья Кочанова по этому поводу выразилась предельно четко и жестко:

«Мы неоднократно обращались к нашим коллегам, депутатам Евросоюза, чтобы довести позицию нашей страны. К сожалению, в этом замешана порой грязная, нечестная, несправедливая политика. Подобные действия Запада подлежат всяческому осуждению. Такие решения западными политиками принимаются от их бессилия и слабости. Они пытаются хоть чем-то травмировать белорусов. Думаю, каждый миролюбивый человек понимает это. Надеемся, что нас услышат. Даже если не смогут поддержать нас публично, то в сердце каждого нормального человека этот жест посеет зерно сомнения в правильности принятых на Западе решений».

Что к сказанному добавить. У нас хорошая историческая память и крепкий иммунитет к нацистской заразе. И потому 11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, мы вспомним, отдадим дань памяти и сгоревшим в печах, и выжившим своим соотечественникам. И ни одного доброго слова ни в этот день, ни в любые другие никогда не скажем в адрес тех, у кого в душах звучит не бухенвальдский набат и колокола Хатыни, а эсэсовские марши.

kuchko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter