Наступивший сезон — хорошее время для развития внутреннего туризма, который выходит на качественно новый уровень

Будьте как дома!

Недавно завершившаяся в Минске традиционная выставка-ярмарка «Отдых-2021» — это своеобразное отражение смены векторов оказания в стране туристических услуг в условиях пандемии COVID-19. Суть такова: пока границы закрыты, акцент сделан на развитии внутреннего туризма. Мера отчасти вынужденная: многие белорусы привыкли искать новые ощущения вдали от дома. Но нет худа без добра: если всерьез взяться за дальнейшее развитие инфраструктуры, формирование новых маршрутов внутри страны, улучшение условий размещения и отдыха для гостей, внедрение новых услуг, то туристическая привлекательность отдыха в Беларуси выйдет на качественно новый уровень.

Натуральный турпродукт

Когда в Национальном агентстве по туризму верстали прогнозы на 2021 год, предполагалось, что в очередном сезоне развитие получат агроэкотуризм, культурно-познавательные поездки, оздоровительные туры, а новыми точками роста станут деловой и экологический туризм. Но жизнь внесла свои коррективы. К примеру, въездной туризм пока в основном имеет вынужденный деловой характер. Лишь весной частично восстановилось регулярное транспортное движение между Россией и Беларусью. Остались ли резервы для развития отрасли в ближайшей перспективе?

Руководитель компании «Виаполь», специализирующейся на внутреннем экскурсионном туризме, Галина Потаева напоминает, что национальный турпродукт, который может быть интересен путешественникам, создают туроператоры во взаимодействии с объектами инфраструктуры. И это не просто набор памятников и объектов природы, а специальным образом подобранный букет, который должен отвечать определенным требованиям. Турпродукт может включать главный объект, ради которого и затевается поездка, а уже к нему нужно пристегивать, например, живописные руины, колоритную агроусадьбу и обед в ресторане с местным колоритом и умением грамотно подать свою самобытность. Приветствуется наличие в программе посещения какого-нибудь культового сооружения — своеобразного хранителя истории. Плюс анимационная составляющая, возможность приобрести оригинальные местные сувениры.

— В турпродукте «Виаполя» — 295 поселений Беларуси, но наших туристов не так просто заманить в путешествие по стране, — констатирует эксперт. — Наверное, важно это сделать в первый раз — если людям понравится, они втянутся, процесс пойдет. Но для этого нужно интенсивное взаимодействие с принимающей стороной на местах. 
Если в прошлом году въездной поток у нас упал в 15 раз, то внутренний пошатнулся не так сильно — своих туристов оказалось приблизительно 40 процентов от уровня 2019 года. На предстоящий летний сезон ежедневно запланировано около 30 сборных экскурсий. Люди вновь начинают путешествовать по стране.
В период пандемии межграничные контакты сведены к минимуму — это отличный шанс для активизации внутреннего туризма. Кто окажется расторопнее, тот и будет пожинать плоды позже, когда борьба за клиента в туристической сфере после открытия границ существенно обострится.

Свежий воздух в помощь

На фоне ломки устоявшихся туристических реалий с неожиданной стороны проявил себя агроэкотуризм. Некоторые усадьбы, конечно, прервали или временно приостановили работу — рынок просел процентов на 20, но большинство владельцев «сядзiб» все же нашли в себе силы для трансформации работы.

Брестский район, агроусадьба «Семисосны».

— Нет худа без добра — отдых в агроусадьбах стал своеобразной отдушиной для людей, уставших от самоизоляции и ограничений, — говорит о неоспоримых преимуществах сельского туризма председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. — На свежем воздухе проще соблюдать социальную дистанцию, а все другие меры профилактики распространения COVID-19 владельцы усадеб способны обеспечить самостоятельно. Конечно, от массовых мероприятий из-за коронавируса пришлось отказаться — даже свадебные торжества сегодня часто собирают не более 15–20 человек. Иногда мне кажется, что такое положение дел сохранится и впредь — мир после пандемии уже не станет прежним.


По мнению эксперта, агротуризм в Беларуси в будущем будет развиваться по пути реализации различных креативных идей и продолжит поиск новых форм взаимодействия с партнерами. Уже наблюдается переориентация на новые сегменты потребителей: все чаще гостями усадеб становятся дети, пенсионеры, а сами сельские подворья превращаются в полноправных участников групповых туров по стране. Возрастающая популярность активного и экологически ориентированного отдыха тоже на руку владельцам усадеб. Так что потенциал белорусского агротуризма далеко не исчерпан.

Выбор путешественников

♦ Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны


«То, как белорусы помнят, вызывает дрожь и уважение. Страна сильно пострадала от нашествия фашистов. Музей фундаментальный. Постарались сделать его интерактивным (аудиогид, сенсорные экраны и т. д.)».

Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» (Брест)

«Поражает сила этого места и его одухотворенность, мыслями постоянно переносишься в прошлое и понимаешь, что все равно трудно в полной мере представить, что пережили люди, оборонявшие данное сооружение».

♦ Беловежская пуща

«Невозможно быть в Беларуси и не посетить Беловежскую пущу. Красивый лес. Видели сосну, которой 350 лет. Посетили музей природы. Оставил впечатление белорусский Дед Мороз: приветливый, веселый, с чувством юмора».

Историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»


«Красивейшее место, замок великолепен, осмотр его занял несколько часов, после еще пару часов гуляли по парку».

♦ Мирский замок

«Само слово «замок» ассоциируется с чем-то масштабным и таинственным. Как хорошо, что в Мирском замке все тайное сделали явным. Можно зайти, подняться, прогуляться, заглянуть, потрогать».

Национальная библиотека Беларуси (Минск)


«Великолепнейшее место и на самом деле жемчужина города Минска. И по внешнему виду, и по характеру. Рекомендую всем, кто хочет посмотреть город».

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

«Прекрасный парк для прогулок и отдыха, на территории находится дворец Румянцевых — Паскевичей. Очень красивые виды. Не забудьте взять корм для белок».

Санатории сами оздоравливаются

Санаторно-курортная отрасль, похоже, отошла от прошлогоднего шока, связанного с непростой эпидемиологической ситуацией. По итогам 2020-го средняя заполняемость здравниц составила 60 процентов; в период летней оздоровительной кампании она не превышала 70–80 процентов — нужно было следовать рекомендациям медиков. Поскольку поток гостей из-за рубежа в санатории превратился в тонкий ручеек, пришлось срочно переориентироваться на внутренний рынок. В Республиканском центре по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения утверждают, что это помогло компенсировать потери в экспорте.

Санаторий «Юность».

Понимая, что в условиях всевозрастающей борьбы за клиентов без совершенствования условий пребывания гостей и расширения спектра услуг не обойтись, здравницы не пожалели денег на укрепление материально-технической базы. На эти цели санаторно-курортные учреждения в прошлом году направили 108 миллионов рублей против 78 миллионов в 2019-м. Это, а также различные маркетинговые «ухищрения» дают основания рассчитывать на то, что нынешний сезон уж точно не будет хуже прошлогоднего.


В будущем популярность здравниц у отдыхающих не уменьшится, а потому есть смысл присматриваться к созданию новых мест для отдыха и улучшения самочувствия, убежден директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский:

— В Беларуси еще достаточно мест, где можно строить санаторно-курортные учреждения. Например, там, где есть разведанные источники минеральных вод, грязевые водоемы с сапропелями. Идет поиск инвесторов для вложения средств.

­ПРЯМАЯ ­РЕЧЬ

Павел Сапотько, директор Национального агентства по туризму:

— Сейчас каждый регион Беларуси старается показать свою самобытность. Это, на мой взгляд, очень важно, эффект кластеризации — это возможность комплексного восприятия той или иной местности. В последнее время было разработано много интересных туристических маршрутов, где задействованы и учреждения культуры, и природоохранные учреждения, памятники природы и нематериального наследия. Думаю, о многих новых предложениях наши путешественники узнают совсем скоро. Впрочем, важно не только создать, но и успешно реализовать новый туристический продукт.

Время не ждет

Вернемся к выставке «Отдых-2021». Целью ее проведения должен был быть не просто показ потенциала внутреннего туризма, а налаживание связей между субъектами туристической отрасли с целью создания новых предложений для путешественников. Этому способствовало проведение в рамках форума воркшопа Leisure & Travel, где представители здравниц, агроусадеб, объектов производственного туризма, туроператоров в формате личных встреч устанавливали деловые контакты. Но это все, так сказать, закулисье. Что именно предложат потребителям по итогам переговоров? Об этом мы, надо полагать, узнаем в ближайшее время. Хотелось бы только, чтобы это были новые маршруты или услуги, которые не затеряются в лабиринте ведомственных сайтов и соцсетей. И на запрос в поисковиках «Туры в Витебскую область на выходные» конкретных предложений будет не меньше, чем в ответ на запрос «Турция из Минска 2021».
В идеале, конечно, хочется, чтобы каждый из нас имел возможность через приложение в смартфоне забронировать санаторий или выбрать экскурсию на конкретное время в приглянувшемся месте. Но скоро только сказка сказывается. Тем не менее конкретные шаги для «пробуждения» клиентов нужно делать немедля. Скоро лето, а лучшего сезона для активизации внутреннего туризма в Беларуси в обозримой перспективе может и не быть.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter