Кто стремится заработать на трудных временах

Будни коронапсихоза

фото Татьяны Столяровой.
Кажется, еще немного — и мы начнем заряжать воду перед мониторами, перестанем выходить в подъезд и только украдкой будем заглядывать в интернет, где смакуют окружающий ужас. Но если выйти из сети, проехаться в автобусе, спуститься в метро, заглянуть в школу или колледж, на предприятие — везде продолжается нормальная жизнь. «Последняя диктатура» в Европе оказалась максимально свободной. Вплоть до того, что можно вести ребенка в школу, а можно подождать. Работать или остаться дома. Носить маску или не носить по своему усмотрению. При этом нет никакой цензуры, которая бы ограничивала интернет и печать.

Где сегодня передний край

Сейчас важно знать реальные настроения людей, особенно занятых в промышленности. Ведь, по сути, именно ради них не остановили экономику. Президент не боится посещать регионы и предприятия, подавая в этом плане хороший личный пример.

В своем избирательном округе в Минске я посетил Полиграфический комбинат имени Якуба Коласа. Не проводя массового собрания, пообщался с людьми, прошел по цехам. Если кратко, то я очень горд за наше население. Легкомысленно настроенных нет. Люди трезво оценивают принятые противо­эпидемические меры и стараются соблюдать их. На рабочем месте руководство предприятия ограждает от любых лишних контактов, фактически персонал общается только с коллегами по производственному участку.

Можно выделить следующую закономерность: те, кто работает на сложном оборудовании и имеет высокие зарплаты, не намерены отказываться от работы и пересиживать коронавирус. Неквалифицированный персонал на низкооплачиваемой работе настроен более критично, в большей степени допускает возможность сидеть дома или уйти на вынужденные каникулы.

Их тоже можно понять. Эти люди фактически остались один на один с интернетом и крайне сузившимся кругом общения. Именно им сейчас нужно разъяснить, что оставить людей на рабочих местах и дать им возможность работать — это и есть главная мера социальной поддержки.

Кто пытается вбить клин 

В информационном пузыре появилось и кое-что новое. Вместо призывов к общему карантину теперь делаются душещипательные репортажи из больниц на тему «хорошие врачи — плохая система».

Здравомыслящему человеку понятно, что, если система готовит хороших, преданных своему делу врачей, она по умолчанию не может быть плохой. Но задача стоит глубже: противопоставить врачей государству, выставить их жертвами, крайними, забытыми, которых власть бросает с черенком от лопаты на танки. Тем не менее эти люди делают свою работу и делают ее хорошо.

Ни для кого не секрет, что есть категория граждан, которая никогда не будет поддерживать власть, что бы та ни делала: запускала заводы или закрывала их, вводила карантин или не вводила... Это тоже наши граждане, и их права защищаются так же, как и права всех остальных. Но не более того. И доступ к электронной трибуне не делает их вождями масс или лидерами мнений.

За 25 лет перед нашими глазами прошел целый конвейер борцов с режимом, и от многих «героев» былых времен не осталось даже имен. Бесполезно заигрывать с этой частью общества: надо ориентироваться на труженика, работника предприятия.

Жизнь под замком

Никакие процессы не развиваются сами по себе. Оппозиция увидела окно возможностей: до тех пор пока не началась борьба с вирусом, их повестка была обществу безразлична. Зато теперь растет трафик, рейтинги новостей — ну и, конечно, тот самый психоз.

Усиленно раздувается информационный пузырь, где одновременно ноют, протестуют и распространяют панические слухи в режиме 24/7. У нормального человека, который попадает в эту среду телеграм-параноиков, волосы встают дыбом.

Если коротко, то от власти требуют публиковать больше страшных цифр, посадить всех под замок и стрелять в колено за выход из подъезда. Однако если прогибаться под «общественное мнение» (вернее, его эрзац, который пытаются навязать 2 — 3 крупных электронных портала), мы рискуем бродить в потемках, ориентируясь на либеральные окрики, а не заниматься государственным управлением.

Любая длительная социальная изоляция наносит вред психике. Кроме того, есть внушаемые, депрессивные люди, суицидники, сектанты, есть и люди с серьезными психическими расстройствами. Негатив из интернета бьет в первую очередь по ним.

К сожалению, на прошлой неделе появилась первая жертва. СМИ сообщили, что в гродненском кардиоцентре после теста на коронавирус повесился мужчина. Это и есть психоз, о котором говорил Президент, но который высмеивают либеральные СМИ.

В то же время все, кто с честными глазами требует карантина, понимают, что настроения в обществе под замком будут только хуже.

Смена жизненного уклада — это огромный стресс. Неопределенность, изоляция, всплеск домашнего насилия, асоциального поведения, пьянство — все это издержки торможения нормальных общественных процессов.

Появились и некоторые экономические требования, тоже близкие к психозу. От некоторых бизнесменов, к примеру, поступило веское предложение раздать всем ИП по 3000 рублей без каких-либо условий. В конечном итоге эти 3000 рублей нужно будет забрать из выручки и оборота государственных предприятий, а значит, и из кармана рабочего в госсекторе. Насколько это справедливо и адекватно? 

В ОАО «Витязь», несмотря ни на что, недавно приступили к выпуску новой линейки жидкокристаллических телевизоров.
Фото  БЕЛТА

Экономика в карантине: что будем есть?

Если обратиться к нашим близким соседям, то почти везде, где были введены карантинные меры, так или иначе недобрым словом вспомнили Лукашенко. Очевидно, это следствие того, что Беларусь и ее Президент, наоборот, сохраняют определенную популярность среди населения бывших советских республик, и СМИ ее топят, гася недовольство собственного электората, сидящего по бетонным коробкам без возможности работать. В РФ, к примеру, граждане даже запустили флешмобы «Накормите моих детей, и я останусь дома» и «Хотим работать».

Есть, безусловно, и чисто политическая подоплека, связанная с требованиями остановки предприятий. Перед выборами это будет означать полный срыв экономических показателей за пятилетку, а к выборам появится еще один повод бросить камень: смотрите, как плохо работала власть.

Например, в Германии во втором квартале текущего года ожидается падение ВВП в размере 10 процентов всего из-за нескольких недель простоя. Какой экономический ущерб в случае остановки производств может быть в небольшой Беларуси, остается только гадать.

Поэтому ухмылку вызывают экономические рецепты нашего демократического бомонда. Никто из них не предлагал запустить заводы в 1994-м, когда они стояли. Зато когда предприятия работают, сразу находится масса советчиков, чтобы их остановить. Великие эксперты предлагали закрыть заводы и в 1990-х, и в 2000-х, и в 2010-х, а особенно в последние годы. В обмен на кредиты МВФ, на нефть, газ, дипломатическую поддержку и просто в качестве дружеского жеста иностранным партнерам. Предлагают остановить экономику и сейчас, только уже из-за вируса. Что поделать, работа у них такая.

За коронавирусом просматривается общая священная цель либералов-оппонентов: героически закрыть и ликвидировать все, что построил и сделал Александр Лукашенко, и назвать это большой победой. Примерно с такой программой они вылезают на каждые выборы, и нынешняя кампания вряд ли станет исключением.

И последнее. Обратите внимание: оппозиция постоянно утверждала, что белорусская власть опирается только на силовиков и «штыки». Но сейчас как раз отчетливо видно, что власть опирается на врачей, учителей, на тысячи работающих предприятий. Именно это позволяет сохранять нормальный образ жизни и нашу экономику.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей.

Телеграм-канал

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter