Почему райсельхозпродам не до инноваций?

Будет ли жизнь на земле без управленческих посредников

Недавно «СГ» опубликовала мое исследование «Капитаны в рыночном море или «мальчики для битья»?». Речь  шла об управлениях сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов, их роли и месте  в развитии  АПК,  о том, почему так мало желающих возглавить эту структуру.  Один из читателей заметил по этому поводу, что не понимает, зачем нужен посредник между сельхозпредприятиями, в каждом из которых есть руководитель и главные специалисты, и Минсельхозпродом в век информационных технологий.


Три года назад уже шел, и на достаточно высоком уровне, разговор о возможном реформировании управлений. На западный манер. Чтобы в них осталось 4—5 специалистов, которые занимались бы  лишь консультированием сельхозпроизводителей. Взвесили все за и против, проанализировали ситуацию на предмет возможной выгоды, и пришли к выводу, что реформирование на пользу не пойдет. И вот почему.

Мой уважаемый оппонент, как, вероятно, и еще многие люди, незнакомые с истинным положением дел в АПК, искренне полагает, что райсельхозпрод — бюрократическая, «посредническая» организация, которая лишь ретранслирует указания министерства. А ее специалисты только и делают что командуют хозяйствами, лишая их руководителей и специалистов всякой инициативы.  Это  совершенно не так. 

Рискну предположить, что экономически устойчивым хозяйствам райсельхозпрод, может быть,  и не нужен. Грамотные управленцы, а в крепких хозяйствах других не держат, в век информационных технологий легко найдут рекомендации по выращиванию высоких урожаев и эффективному ведению животноводства. Если есть деньги, можно без проблем купить все для сельхозпроизводства. Но, к сожалению, пока еще немало хозяйств, которые не могут похвастаться достаточным объемом финансов на банковском счету. Поэтому им постоянно нужна поддержка.

Вспомнился типичный случай. Во время кормозаготовки у комбайна летит дорогой узел,   на  новый денег нет. Выход один: просить в долг у молочного завода в счет будущих поставок сырья. Руководителю хозяйства денег не дают. Он обращается к начальнику райсельхозпрода, и тот  своим авторитетом закрывает вопрос. А другой начальник управления, к которому заехал как-то в разгар полевых работ, знаете чем был занят? Делил между хозяйствами топливо, которого хватало лишь на несколько дней. 

И вот если у нас такая жизнь, которую в этом плане хорошей не назовешь, если реалии ее таковы, давайте представим, что же будет, если управление станет консультационной организацией или исчезнет вообще. Кто возьмется  разруливать подобные проблемы? 

Это вовсе не означает, что к райсельхозпродам нет претензий вообще. Специалисты управлений нередко ограничиваются лишь сбором информации о текущих работах и констатацией слабого экономического положения хозяйств. Вместо этого надо бы, засучив рукава, браться за выведение их из трудного положения.

Но, к сожалению, часто бывает так. Сельхозпредприятию, сработавшему  с убытками,  управление предлагает разработать программу выхода на устойчивое финансовое положение. Потом эти документы, сделанные под копирку, кочуют из одного хозяйства в другое. И райсельхозпрод их почему-то согласовывает, не ответив на главный вопрос: а за счет каких источников  будет обеспечено  выполнение  планов? 

Немало вопросов и к облсельхозпродам. Вот они-то как раз действительно часто механически дублируют указания Минсельхозпрода. Возможно, эта структура могла бы быть и меньшей по численности, но решать стратегические, а не тактические задачи. Чего греха таить: сегодня областные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию нередко напоминают такие же районные структуры, только с большими штатами.  

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter