Будет ли свет в конце трубы?

Кохановский трубный завод «Белтрубпласт» выпускает полиэтиленовые трубы для водоснабжения и водоотведения, строительства газовых магистралей. Такой же товар продолжает поступать и из-за рубежа, и это тревожит заводчан

Рынок действительно способен прекрасно отрегулировать спрос и предложение и в конечном счете справедливо расставить по местам производителей, выпускающих разную по цене и качеству продукцию. Но работает ли проверенный механизм и в том случае, когда не все игроки действуют по законам рынка? Ответ на этот вопрос можно найти в беседе обозревателя «Р» с заместителем генерального директора по науке и разработкам Кохановского трубного завода «Белтрубпласт» Михаилом Лавровым. Его предприятие выпускает продукцию, которая требуется постоянно, – полиэтиленовые трубы для водоснабжения и водоотведения, строительства газовых магистралей. Но такой же товар продолжает поступать и из-за рубежа, и это тревожит заводчан.

— Михаил Александрович, на первый взгляд не совсем понятно, какие проблемы могут возникать у завода, который наладил  производство по заданию правительства, огражден от неожиданностей целой обоймой документов, принятых в поддержку отечественных производителей, поставляет продукцию в основном государственным заказчикам, для которых проектную документацию готовят государственные же проектные организации.

— Действительно, парадоксальная ситуация. Мы закупили новое оборудование, наладили производство, добились значительного снижения цены за счет использования самых современных технологий, обеспечили качество на уровне мировых аналогов, а потому рассчитывали на устойчивый спрос. Но оказалось, что прорваться через стройные ряды зарубежных поставщиков во многих случаях практически невозможно. Государственного заказчика, который расходует бюджетные деньги не считая, совершенно не волнует, что проектировщики закладывают в проект поливинил-хлоридные (ПВХ) и стеклопластиковые импортные трубы, на 30 процентов более дорогие, чем наши. И даже если мы выигрываем тендер, то выясняется, что корректировать документацию бесплатно никто не собирается, а потому заказчик, игнорируя результаты конкурса, отдает предпочтение проигравшей стороне. Я мог бы подкрепить сказанное примерами, но не хочу, чтобы общее явление свелось к набору частных фактов, по которым надо принимать какие-то меры к «стрелочникам». 

— Вы считаете, что у проектировщиков есть какой-то интерес в продвижении импортных труб?

— Скорее всего, они действуют по инерции. Лет 8–10 назад на нашем рынке образовался вакуум такой продукции, и сюда хлынули трубы из Литвы, Польши, Германии. К вторжению зарубежные фирмы  подготовились и снабдили все наши проектные институты технической документацией. Но сегодня то, что было упущено в прежние годы, наверстано. Есть свое производство, продукция которого конкурентоспособна, разработана и доведена до проектных организаций документация по применению полиэтиленовых труб. Большинство подрядчиков освоили технологию монтажа, имеют оборудование для сварки. Но вот «привязанность» многих проектных организаций и заказчиков к импортной продукции почему-то не проходит. Считаю, что если решение об организации производства полиэтиленовых труб принималось на высоком уровне, то и обеспечение их продвижения к потребителю следовало бы продумать более основательно. Чтобы не отечественный производитель отстаивал право присутствовать на нашем рынке, а зарубежный добивался такого счастья. 

— Но, может быть, потребители отдают предпочтение трубам из ПВХ и стеклопластика потому, что они лучше полиэтиленовых?

— Как раз наоборот. В Германии, например, за последние шесть лет применение труб из полиэтилена возросло с 6 процентов до 28, в то время как прокладка труб из ПВХ сократилась с 18 до 11 процентов. Дело в том, что служит такой гигиенически и экологически чистый водопровод без аварий и утечек 50 лет. Затраты же на строительство и эксплуатацию полиэтиленовых сварных трубопроводов за счет скорости и минимальной трудоемкости при монтаже, надежности, долговечности, хороших гидравлических характеристик в итоге оказываются меньше, чем при использовании всех остальных. В том числе чугунных и стальных, из которых выполнено 50 процентов наших трубопроводных сетей. Для сравнения, можно сказать, что в крупнейших городах мира применение стальных труб не превышает 7–10 процентов. Отсюда и гораздо меньшие, чем у нас в стране, материальные потери, которые возникают из-за коррозии и зарастания труб. А ведь затраты на ремонт выливаются в высокую стоимость жилищно-коммунальных услуг, что нам всем далеко не безразлично. 

И еще. Обратите внимание: полиэтиленовые трубы к нам из-за рубежа не везут, потому как им самим они нужны, а ПВХ и стеклопластик – пожалуйста! Производство налажено, зачем его останавливать, пока есть возможность сбывать товар? К тому же стеклопластиковые трубы во всех развитых странах применяют в основном для канализационных сетей. 

— Но, как я понимаю, чтобы использовать такую трубу для водоснабжения у нас, нужно получить гигиенический сертификат?

— Его и получают. Сроком на один год. А труба должна эксплуатироваться два десятилетия. Это опасно, так как из-за абразивного износа целостность поверхности через какое-то время нарушается, частицы стекловолокна высвобождаются и попадают в воду. То, что такой износ происходит и что в питьевом водоснабжении использовать стеклопластиковые трубы не рекомендуется, подтвердили испытания, проведенные учеными Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. 

— Допустим, вам удастся потеснить зарубежных поставщиков. Но сможет ли завод закрыть потребности в трубах?

— Мощность нашего предприятия составляет 20 тысяч тонн труб в год. Столько же может выпускать и Борисовский завод пластмассовых изделий. Так что вместе мы способны насытить рынок трубной продукцией и для реконструкции, и для нового строительства сетей водоснабжения, газоснабжения, канализации, мелиоративных систем. В республике на 2006 – 2010 годы принята Государственная программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», на реализацию которой предусмотрено выделение около 600 миллиардов рублей из республиканского и местных бюджетов, экологического фонда. Немалая доля этих средств будет использована на строительство водопроводных сетей. Все, что для этого нужно, у нас, как видим, производится. И было бы не по-хозяйски направлять эти деньги на развитие экономики соседних стран. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter