Будь спокоен,как удав

Психолог СОБРа знает, как выжить в огне, воде и на высоте
ПРЕДСТАВЬТЕ, что вы очутились в лесу, а вокруг — лагерь боевиков. Или попали в заброшенное здание, в котором террористы захватили заложников. Что делать? Куда бежать? Страх, паника, отчаяние... Пуля в лоб. Таков типичный сюжет голливудских боевиков. Правда, там группа крутых «зеленых беретов» или «морских котиков» обычно лихо справляется со своей миссией, уничтожает главного злодея, спасает прекрасную героиню. «Клюква», конечно, но один правдивый момент все же содержит. Хорошо обученные бойцы спецназа действительно знают, что делать в критический момент. Никакого безрассудного геройства — четкое выполнение заложенных в подкорке мозга сценариев и моделей поведения. К действиям в условиях форс–мажора бойцов готовят специалисты–психологи.

Чувство страха в бойце убивать нельзя


В СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ, сотрудники которых изо дня в день сталкиваются с риском, работа психологов имеет свои особенности. Коллектив устойчивый, служат опытные контрактники, которым не нужна нянька. Значит, проблемы с адаптацией, привыканием к армейскому образу жизни исключены. На первое место выходит психологическая «закалка», отработка моделей поведения при выполнении боевых задач.

— Каждый человек должен испытывать чувство страха, — говорит психолог СОБРа Юрий С. — В ином случае он становится опасным, ведь перестает ценить свою жизнь. Наша задача сделать так, чтобы поводов для проявления страха, который обычно вызван незнанием чего–либо, у ребят было как можно меньше. Если говорить официальным языком, это называется психологическим сопровождением боевой подготовки. Попав в экстренную ситуацию, сотрудник спецподразделения обязан знать, что предпринять, дабы не утратить работоспособность.

Отработку психологических навыков бойцы минского СОБРа проводят на специальном полигоне в поселке Светлая Роща. Здесь они пробираются через задымленные лабиринты, штурмуют полосы препятствий, учатся преодолевать страх высоты и закрытых пространств.

Овчарка при задержании — это плохой «сюрприз»


ВО ВРЕМЯ занятий стараются смоделировать как можно больше вероятных сценариев «из жизни». Скажем, одно из упражнений выглядит так: сотрудник спецподразделения ищет в лабиринте затемненных и задымленных комнат бумажные листы, которые заранее разместил там инструктор. На них нарисованы различные цифры. Задача — найти все листки, просуммировать и сообщить инструктору результат. Психологически обстановка нестерпимо давит, хочется вырваться на свежий воздух. Заставить себя преодолеть внутренний страх — такова главная задача.

Поначалу человек спешит, торопится, замечает не все — в итоге результат не точен. Приходится проходить дистанцию снова. И так до того момента, пока боец не назовет правильный результат. Это упражнение направлено не только на умение ориентироваться в пространстве, но и на тренировку внимательности.

— Стараемся постоянно усложнять задачи, ищем новые объекты, где ребята еще не были, — продолжает психолог. — Скажем, темный подвал или коридор, состоящий из нескольких разветвлений. Полигоном может стать любая заброшенная площадка.

Учат бойцов СОБРа и работе с собаками. При силовом задержании точной информации о наличии в квартире домашнего животного зачастую нет. А это уже форс–мажор. Неожиданно столкнувшись с ротвейлером или овчаркой, можно на долю секунды потерять концентрацию, а преступник в это время успеет собраться и оказать сопротивление. И этот фактор должен быть предусмотрен.

Необходимы бойцам и навыки коммуникации, умение «уболтать» собеседника, найти его болевые точки. К примеру, для того чтобы отвлечь внимание террориста, захватившего заложника.

У «суперменов» тоже бывают семейные драмы


ПОДГОТОВКА подготовкой, но общение на личные темы тоже не исключается, — рассказывает спецназовский психолог. — Скажем, когда я иду на работу и по дороге встречаю ребят, каждому стараюсь уделить какое–то время. Даже за пару секунд общения, обменявшись стандартными «Привет!» и «Как дела?», можно понять, что у человека что–то случилось. Сотрудники спецподразделений — тоже люди, у них есть семьи, дети, личные проблемы. В конце концов, существуют тысячи внеслужебных факторов, способных сказаться на психологическом состоянии бойца. Они профессионалы, обучены оставлять все лишнее за дверью. Но побеседовать со мной в кабинете, выпить чашечку чая тоже не зазорно.

Мне, признаюсь, всегда казалось, что главная психологическая проблема для «людей в масках» — их закрытость. Они не любят фотографироваться, а если и соглашаются позировать фотографу, то «щелкнуть» себя разрешают только в профиль или со спины. В иных случаях требуют заклеить глаза на снимке черной полоской. Получить у бойца СОБРа или «Альфы» интервью и вовсе нереально. Не давит ли такая тотальная закрытость?

— Это заблуждение, — опроверг мои домыслы собеседник. — Закрытость, как вы выразились, — это всего лишь аспект профессиональной деятельности, разумная мера предосторожности.
Да, мы люди не публичные, но никакими комплексами «неполноценности» от этого не страдаем.

Ночь длиною в час


ПОСЛЕ дежурства или напряженного дня стресс нужно снять. Для разгрузки подойдет и игра в футбол, и чашечка кофе, выпитая в кабинете психолога. Также есть в СОБРе специальная новейшая техника, которой позавидуют во многих военных структурах: аппарат биоритмостимуляции под названием «Ритм–полет» в сочетании с креслом–массажером.

Благодаря одновременному воздействию световых и звуковых волн, которые излучает «Ритм–полет», человек расслабляется, снимает нагрузку. 30 минут на таком аппарате заменяют 4–5 часов сна. А за час «релакса» можно «наверстать» всю ночную норму! Правда, злоупотреблять сеансами не рекомендуется.

«Комбинированный тепловой стимулятор» (кресло–масажер) — и вовсе чудо техники. С виду похож на обычную кушетку, однако возможности таит в себе недюжинные. Аппарат расслабляет мышцы, позволяет отвлечься. Для сотрудника спецподразделения, которому нередко приходится проводить на ногах круглые сутки, вещь неоценимая.


Секреты профессионалов


Как в СОБРе учат бороться со страхом

1. Психологическая подготовка к действиям в условиях огня и дыма. Занятие проводят на полигоне, который называется «психологическая полоса». Бойцы в противогазах должны преодолеть определенные преграды, пробраться через горящие конструкции. Один из таких лабиринтов находится в здании, под крышей. Длина — 500 метров. Состоит из нескольких уровней. Темно, везде дым, а вдобавок качаются полы... Смысл занятия в том, чтобы боец, оказавшись ночью в незнакомом здании, точно знал, что ему делать.

2. Еще одно упражнение — подготовка к действиям на высоте. Теперь нужно пройти по тонкому подвесному мосту, который расположен над искусственным водоемом на высоте третьего этажа и постоянно раскачивается. Пройти надо несколько десятков метров.

3. Подготовка к действиям в условиях ограниченного пространства. Бойцы тренируются в специальных дымокамерах. Забираешься внутрь, а там темень, едкий дым. Нужно заставить себя не сбиться с пути, не впасть в панику, а двигаться к выходу.

Все эти упражнения — элементы одного целого. Пока бойцы пробираются по лабиринтам, психолог оценивают ситуацию, смотрит на их готовность, дает советы.


Зарубежный опыт


Российских разведчиков окунают в... кровавую кашу

ОПЫТНЫЙ офицер одного из российских спецподразделений Сергей Козлов как–то поделился
с журналистами своими методами психофизической подготовки разведчиков:

«...Мы изготавливали чучело–манекен, одевали его в старую прыжковую форму. В нагрудный карман прятали какой–либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот–то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам. Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо».

Испанские профи могли бы играть в театре

БОЙЦЫ испанского военного спецназа UEI проходят цикл психологической подготовки, которому позавидовали бы студенты театральных вузов. Вместе с преподавателем будущие спецназовцы проводят игровые ролевые занятия по различным сценариям развития событий в боевой обстановке. Из числа будущих сотрудников отрядаготовится специальная группа, способная к ведению длительных и запутанных переговоров с террористами. В дальнейшем эта группа совершенствует свои способности с психологами и психиатрами. Бойцы учатся воздействовать на сознание и психику различных категорий преступников: террористов, уголовников, наркоманов. В случае неудачного исхода переговоров эти же сотрудники обязаны создать наиболее благоприятные условия для внезапного штурма.


Отбор


Спецназовский тест

ДОКАЗАНО: чем жестче стресс, тем в большей мере поведение основывается на природных задатках. Это учитывают при определении профессиональной пригодности. В спецподразделениях внутренних войск в этих целях используют диагностический программный комплекс «Эргодиагност ВВ». Система разработана специалистами Республиканского центра проблем человека при Белгосуниверситете. Она позволяет прогнозировать индивидуальные модели психофизиологической активности личного состава в различных ситуациях. А значит, вырабатывать рекомендации попротиводействию стрессу. В тестировании задействованы врожденные нейропсихологические и психофизиологические характеристики человека. Это дефицит времени, жесткий информационный поток, необходимость постоянного профессионального роста и т.д. По результатам бойцу рекомендуются определенный тренировочный режим, индивидуальные методы восстановления работоспособности.

СПЕЦНАЗ СЕНТЯБРЬ 2008 г.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter