Брось трубку, крокодил Гена

Любопытный случай произошел недавно в Гродно. Родители второклассника были возмущены, прочитав в учебнике «Литературное чтение» фразу «Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин».
Любопытный случай произошел недавно в Гродно. Родители второклассника были возмущены, прочитав в учебнике «Литературное чтение» фразу «Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин». Мол, куда смотрит Министерство образования вместе с Минздравом – это же скрытая пропаганда токсикомании? Оказалось, нет. Всего лишь любимый многими поколениями Драгунский с его «Денискиными рассказами». Вокруг ситуации разгорелись жаркие споры: у бдительных родителей появились как сторонники, так и противники.


Наташа:

– Я понимаю родительницу, которую ребенок поставил в тупик своим: «Ма-а-м, а бензин нюхать можно?» А если еще после параграфа тебе предлагают ответить на вопрос: «Что вы любите так же, как любит мальчик?» В таком возрасте дети любопытны. Один подойдет и спросит, а другой – айда ставить эксперименты. Недавно на глаза попалась детская книжица. На картинке мальчонка держит в руках дымящуюся сигарету и беседует с таким же мелюзгой, как он сам. Вопрос: почему у нас реклама сигарет под запретом, а такие детские книжки свободно продаются? Это издание знакомая приобрела недавно своим детям. Да зачем далеко ходить? Давай полистаем того же Драгунского. «Я просто не знаю, как сказать, до чего было здорово ехать, слушать, как скрипит тележка, и слышать, как вокруг пахнет полем, дегтем и махорочкой». Там бензин, здесь махорочка. Пива только не хватает.

Артем:

– Да, как говорится, из песен слов не выкинешь. Но ведь сам Денис Викторович Драгунский недавно в одном из интервью все объяснил: да, ему в детстве нравился запах выхлопного газа, «не бензина, а именно того дымка, который выскакивал из выхлопной трубы, это был запах новой техники, как и запах горелого машинного масла или просто запах, идущий от спецовки автослесаря». Запах прогресса, будущего, понимаете! Тем более что тогда – в 1950-х – на улицах машин было совсем мало, в сотни, а может, и в тысячи раз меньше, чем сейчас...

Наташа:


– Вот-вот, в 1950-х. Некоторые вещи современными детьми (да и не только детьми) воспринимаются совершенно по-другому. Что раньше казалось наивным, безобидным, смешным, сегодня звучит грубо, зло и пошло (классика жанра – «мальчик склеил в клубе модель»). Мир стал другим. И на него нужно смотреть по-другому. А родители всего лишь стараются защитить свое чадо от опасностей. Пусть волнуются, жалуются, ругают – лишь бы не оставались равнодушными. Конечно, заботливой маме не мешало бы прочитать рассказ вместе с ребенком, объяснить что к чему – дети ведь очень понятливые.

Артем:


– Так можно дойти до абсурда. Давайте тогда запретим Успенского. «Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой». Это же не двустишие, а 139 статья Уголовного кодекса получается. Или вот почему крокодил Гена, вроде бы положительный персонаж, курит? Пропаганда! Надо переписать! Да что там Успенский. У Чуковского что ни строчка, то сценарий ужастика:

Волки от испуга
Скушали друг друга,
Бедный крокодил
Жабу проглотил,
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.

…Вставай же, сонное зверье!
Покинь же логово свое!
Вонзи в жестокого врага
Клыки, и когти, и рога!

Наташа:

– Ну запретим не запретим, а перечитать некоторые произведения не мешало бы. Из школьной программы за последние годы знаешь сколько литературы, успевшей стать классикой, убрали? А еще лучше, если появятся новые произведения, с правильными во всех отношениях героями. Только все же без крокодила Гены и Волка из «Ну, погоди!» как-то совсем грустно станет.


Артем:


– Пересматривать произведения литературы можно хоть каждый год. А что толку? Про «Ну, погоди!» уже как-то говорить неловко – да, нелепейший запрет на просмотр мультика детям до восемнадцати в России уже сняли. Но как вообще до такого могли додуматься? В США «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» убирают из школьной программы. Якобы за обращение «негр» к афро-американцам. Странно! Мы, выросшие на романах Марка Твена, расистами не стали.

Наташа:

– А вообще-то надо было поменьше «караул!» кричать. Ну попался один любопытный школяр, остальные детишки эти рассказы прочитали и даже не заметили подвоха. Но меня все же беспокоит гродненский случай. После такой «рекламы», возможно, найдутся желающие попробовать бензин «на запах». То же происходит сейчас со спайсами. Понимаю, сравнение неравноценное, тем не менее. С одной стороны, предупрежден – значит, вооружен. А с другой – если бы в СМИ поменьше «пиарили» смертельное зелье, у многих не возникло бы желания его искать и пробовать.

Артем:


– Бензином возмутилась? Во дворе, по телевизору да даже в семье можно и не такое услышать. Недавно еду в маршрутке. В салон заходит семейная пара с дочкой лет десяти. И тут мамаша обращается к отцу: «Куртку поправь, … (вместо многоточия должно быть не очень детское слово)». А дочка повторила: «Поправь, …», и шлепнула отца ладошкой по плечу. Разве так можно?

Наташа:


– Нельзя, конечно. Родительский пример еще никто не отменял. Кстати, Министерство образования пообещало в этом году при переиздании учебника «Литературное чтение» внимательно изучить вопрос, оценить, как воздействует фраза про бензин на ребенка. А я возьму сейчас карандаш и внимательно «Вредные советы» Остера перечитаю.

Артем:

– Надеюсь, родители поймут, что школьные учебники не воспитают их ребенка. Когда в США закрывали сериал «Симпсоны», его создатель Мэтт Гроунинг говорил: «Хотите, чтобы ваш сын не стал таким, как Барт Симпсон, не будьте Гомером Симпсоном». Показывайте, как надо, на личном примере. Ну, спросило у тебя чадо про бензин. Спокойно все объясни, не беги жаловаться учителю и уж тем более звонить в газету с гневными откликами. Помню себя во втором классе. Как раз только прочитал «Денискины рассказы». Ни нюхать бензин, ни намыливать курицу, ни выбрасывать манную кашу в окно (кто читал, тот поймет ) мне не хотелось. Я уже тогда прекрасно понимал, что можно и что нельзя. А от книги получил массу удовольствия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter