Бронза студенту к лицу

Если составить рейтинг популярности памятников у туристов, то, уверен, скульптуры Владимира Жбанова...

Если составить рейтинг популярности памятников у туристов, то, уверен, скульптуры Владимира Жбанова в минском Михайловском сквере займут одно из первых мест. Помню, я еще в университете учился, а они уже стояли: девочка с зонтиком (вечно у нее какую–то часть отпиливали), прохожий в кепке (в руку ему всегда добрые путники всовывали сигарету). Простые человеческие в прямом и переносном смысле образы, воплощенные в металле, любимы многими за то, что взяты из реальной жизни. В них мы узнаем себя.


А благодаря таким застывшим на улицах фигурам наши города, страна в целом становятся более узнаваемыми. Ведь скульптуры расходятся в миллионах экземпляров через фотографии в семейных альбомах, соцсетях. Когда–то мы восхищались незамысловатой копенгагенской «Русалочкой». Сейчас даже в небольших поселках есть свои бронзовые местные герои, полюбившиеся и коренным жителям, и гостям.


Причем это может быть любая композиция. Смотря как автор повернет тот или иной персонаж. Вот во дворике БГУ беседуют между собой Будный и Тяпинский. Просветители жили в XVI веке, кажется, не были знакомы. Но это неважно. Моей маме понравилось позировать на лавочке между философами. Не потому что она поклонница их творчества. Просто двое импозантных мужчин не могут не привлечь внимание дамы. Пусть даже они не живые, а бронзовые. Ренессансные костюмы здесь смотрятся весьма эффектно и по нынешней моде. Поэтому попал в точку Павел Лук, автор фигуры бронзового студента у здания БГЭУ. Памятник был представлен публике всего месяц назад, но уже успел ей полюбиться. Юноша в старинном облачении со свитком в руке, напоминающий Скорину, близок и понятен всем. Студенты уже гадают: в каком месте потереть статую, чтобы лучше сдать сессию? Наверное, художник доволен таким признанием его идеи, осуществленной в металле.


Пожалуй, любой памятник, чтобы навсегда вписаться в городскую среду, должен быть понятен и близок каждому проходящему мимо. Один из городов, где в последнее время появляются новые монументы, — Новогрудок: бюст Владимира Высоцкого, мемориал воинам–«афганцам» уже стоят, на очереди — конная статуя короля Миндовга. Председатель Новогрудского райисполкома Анатолий Маркевич продумывает все до деталей, кого, где и как стоит увековечить: «Во–первых, мы должны отдать дань уважения предкам, жившим на нашей земле. Во–вторых, нужно быть прагматиками — учитывать то, что может быть интересно туристам».


В Минске вскоре может появиться памятник в честь обретения городом Магдебургского права. В столице планируют установить и другие интересные композиции. Одна из таких — «Меч» у станции метро «Немига» в честь первого упоминания о городе в 1067 году. Есть задумка увековечить в металле композитора Станислава Монюшко и писателя Винцента Дунина–Марцинкевича — соавторов первой белорусской оперы «Идиллия», поставленной в XIX веке в здании, на месте которого теперь стоит гостиница «Европа». Уверен, эти малые архитектурные формы не только удачно дополнят городскую среду, но и станут еще одним поводом посетить город, чтобы сфотографироваться здесь на память.

 

Советская Белоруссия №125 (24262). Среда, 10 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter