Что стоит за стартом поставок натовских танков в Украину?

Бронированный зоопарк

Во время встречи во Львове 11 января польский президент Анджей Дуда официально пообещал Зеленскому передать в распоряжение ВСУ роту танков Leopard из состава польской армии. Это стало первым практическим шагом к началу поставки натовских тяжелых гусеничных боевых машин киевскому режиму — ранее страны Запада активно опустошали арсеналы советских танков и БМП. Однако ситуация на фронте и тяжелые потери ВСУ в бронетехнике вынуждают сюзеренов нынешних политических элит Украины искать другие способы поддержки украинской армии на поле боя.

Танки Leopard 2А4 и Leopard 2А5 на марше.
Фото пресс-службы минобороны Польши.

Не то чтобы данный шаг был неожиданным. После того как 6 января США объявили, что в очередной пакет помощи войдут 50 БМП Bradley, стало ясно, что поставки основных боевых танков уже не за горами. Не стала сенсацией и ведущая роль Польши, заявившей о создании альянса «добровольных» помощников, которые также поделятся своей бронетехникой с Украиной.

Более того, представитель польского правительства Петр Мюллер подчеркнул, что Варшава собирается давить на страны ЕС с целью принятия ими правильного решения.

Итак, Польша, как было сказано ранее, собирается передать 14 машин Leopard 2A4. Великобритания поставит 14 танков Challenger 2, причем четыре из них в скором времени, а остальные — с некоторой задержкой.
Вопреки бурной радости украинских политических элит запланированная к поставке техника не является совершенным оружием и имеет как сильные стороны, так и серьезные недостатки, сочетание которых и определит ее судьбу на поле современного боя.

Немецкие танки в украинских степях

Настоящим фетишем с самого начала войны для украинцев стали танки Leopard, поставки которых от Германии киевский режим добивается как минимум с весны прошлого года. Берлин, надо сказать, стойко держит оборону: немецкие оружейные концерны, конечно, не прочь испытать свой продукт в реальном бою с достойным противником и заодно заработать, но политики осторожничают, пытаясь балансировать на грани.

«Мы не можем отремонтировать эти танки без контракта, так как затраты на это составляют несколько сотен миллионов евро. Rheinmetall не может финансировать это авансом. Даже если завтра будет принято решение о том, что мы можем отправить наши танки Leopard в Киев, поставка состоится в начале следующего года», — заявил в интервью газете Bild глава концерна Rheinmetall Армин Паппергер.

Кроме того, следует понимать, что украинцам достанутся машины модификации А4, которые по своим техническим характеристикам соответствуют таким танкам советского и российского производства, как Т-64БВ, Т-72Б и Т-80У, то есть находятся на уровне середины 1980‑х годов. В сравнении с указанными типами танков Leopard 2A4 хуже бронированы, не имеют крупнокалиберных пулеметов для борьбы с пехотой, обладают сопоставимыми характеристиками орудий, но превосходят советскую бронетехнику в подвижности, скорости заднего хода, обзоре и качестве системы управления огнем. Впрочем, встретиться со своими сверстниками немецким «кошкам» вряд ли удастся: на вооружении российской армии в СВО находятся гораздо более новые машины вроде Т-90М «Прорыв», Т-80БВМ и Т-72Б3.

К тому же серьезного опыта использования танков Leopard в бою немного. Машины модификации А4 принимали участие в составе турецкой армии в операции «Щит Евфрата» в Сирии в 2017 году, где от огня террористов ИГ было безвозвратно потеряно десять единиц техники. В феврале следующего года во время операции против курдов один из танков был уничтожен вместе с экипажем женским расчетом установки ПТУР.

«Бросающий вызов» здравому смыслу

Следом за поляками к коалиции «миротворцев» решил присоединиться и новый британский премьер Риши Сунак. Он собирается сначала отправить танковый эскадрон из четырех машин Challenger 2, а затем довести их количество до роты.

Если германский собрат — конкурент «англичанина» стоит на вооружении многих стран Европы, а также в канадской армии и заслужил репутацию неплохого образца боевой техники, собранного с чисто немецкой надежностью, то творение британских инженеров вызывает определенные вопросы. Прежде всего передача ВСУ «Бросающих вызов» (так переводится с английского название танка) вызовет серьезные логистические проблемы: в базовой модификации танк весит 65 тонн, а в полном обвесе — почти 72 тонны. Такого исполина вряд ли выдержит большинство украинских мостов, а в мягких черноземных почвах он будет постоянно увязать. Соответственно, британцам придется поставлять вместе с танками тягачи, бронированные мостоукладчики Titan и ремонтно-эвакуационные машины CRARRV.
Далеко не все жители Туманного Альбиона рады поставкам своих танков Украине. Лидер партии «Наследие» Дэвид Картен убежден, что правительство Великобритании должно попытаться деэскалировать украинский конфликт, а не продлевать его, поддерживая «коррумпированный, кишащий нацистами режим Зеленского».
Боевой опыт применения Challenger 2 еще меньше, чем у немецкой «кошки». В составе британских контингентов они принимали участие в операции в Косово, где не вступали в боестолкновения, и во вторжении в Ирак в 2003 году. Единственным крупным сражением «Бросающих вызов» на иракской земле стала битва за Басру. В ее ходе одна машина уничтожена «дружественным огнем», а еще одна пробита гранатометом, в результате был ранен член экипажа. Согласно официальной информации, остальные танки повреждений не имели, хотя были около 70 раз поражены иракцами из РПГ. Кроме того, заявлено 15 побед в боях с вражескими танками Т-55. Впрочем, последнее вряд ли может считаться значимым результатом — британцы расстреляли из засады подразделение противника, целиком состоявшее из безнадежно устаревших машин.
«Эти танки горят и будут гореть так же, как и остальные», — прокомментировал поставку Challenger 2 пресс-секретарь ­Президента России Дмитрий Песков.
Сложность и дороговизна эксплуатации, а также решения, архаичные для современных танков, вроде раздельно-картузного заряжания орудия и отсутствия автомата сопровождения цели не делают Challenger 2 привлекательным для экспорта. Кроме Великобритании, машина состоит только на вооружении в Омане.

Бойцы ВСУ не хотят понимать, что натовская техника горит так же, как и любая другая.

Новый виток эскалации

Передача натовских танков — серьезный шаг Запада в эскалации конфликта в Украине, ведь ранее подобная техника не передавалась. Однако заявленное количество ОБТ на данный момент имеет скорее символическое значение, а не практическое. Вряд ли две танковые роты могут принципиально изменить что-то в столь обширном и сложном театре военных действий. Но в данном случае важно именно создание прецедента — США и их союзники, как стало понятно из их действий в прошлом году, придерживаются стратегии управляемой эскалации. Натовские генералы считают, что могут долгое время повышать градус напряжения постепенно, накачивая ВСУ оружием, но не втягиваясь в конфликт напрямую.

Кроме того, западные страны преследуют и чисто технический интерес. Состоящие у них на вооружении образцы танков создавались в годы холодной войны и после нее принимали участие лишь в локальных конфликтах с заведомо более слабым противником. Теперь же американским, немецким и британским оружейникам выпал шанс испытать свои изделия в крупном конфликте с одной из сверхдержав и на основе приобретенного опыта глубоко модифицировать имеющуюся технику или разработать новую. Таким образом, телеканал CNN не грешит против правды, называя Украину лабораторией для западных вооружений.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter