В Беларуси учрежден Государственный знак качества

Бренд высшей пробы

Президент на днях подписал Указ № 21. Документ утверждает изображение знака качества — это пятиугольник красного цвета. В центре расположена стилизованная буква «К» и надпись «Беларусь». Пять углов символизируют такое сочетание характеристик продукции, как безопасность, экологичность, инновационность, технологичность и эстетичность. Чтобы получить эту высокую награду, отечественным предприятиям придется выдержать серьезную конкуренцию.

Мотивация и доверие

Беларусь во времена СССР по праву называлась всесоюзным сборочным цехом, который снабжал всю огромную страну разной продукцией: от тракторов и грузовиков до промышленной и бытовой электроники, холодильников, телевизоров, другой техники и, конечно же, неповторимых по вкусу и качеству продуктов питания. Наши товары соответствовали строгим ГОСТам, проходили жесткие контрольные процедуры и пользовались у многих заслуженной популярностью. И соответственно, как венец признания — награждение предприятий Знаком качества. И сегодня в Беларуси производят конкурентную, пользующуюся спросом продукцию. Для наших предприятий качество остается одним из важнейших показателей их эффективности, и именно здесь скрываются дополнительные резервы для развития экономики.

Появление белорусского Знака качества базируется в значительной степени на разработанной в 2023 году Общей концепции создания национального бренда и озвученной Президентом Александром Лукашенко необходимости продвигать (в том числе через национальные торговые дома) белорусскую продукцию на рынки дружественных нам стран, отмечает экономист Георгий Гриц. Стоит отметить, что система ГОСТов и современная система отраслевых стандартов, которые взаимосвязаны с так называемой системой ISO 9000 — серии международных стандартов, для обычных граждан это несколько абстрактные понятия. Потребителям более близка информация, которая сразу заметна на упаковке и означает определенные характеристики. 

Советский Знак качества был символом того, что продукция, маркированная им, действительно, как говорится, высшей пробы. И очень важно, что такой знак абсолютно не вступает в противоречие с системами менеджмента и ГОСТов. Он рассчитан на рядового потребителя и соответствует нашим лучшим традициям, а потому и имеет глубокий смысл как для покупателей, так и для производителей. Более того, в современных условиях он может стать эффективным инструментом маркетинга и продвижения товаров на рынке.

Аттестация будет строгой

Требования к современной продукции, которая будет претендовать на соответствие новому знаку, максимальные. Чтобы побороться за звание лауреата, производителям придется пройти две комиссии: областную и республиканскую, которую возглавит Премьер-министр. Состав экспертов еще формируется. 

Получить знак можно будет на два года, а затем процедуру соответствия придется повторить. Как отмечает первый заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, все показатели пяти граней знака — безопасность, экологичность, инновационность, технологичность и эстетичность — будут аттестовываться. Они должны соответствовать всем необходимым правовым и нормативным требованиям: стандартам, техническим регламентам и т.п. Аттестационные комиссии по необходимости смогут формировать дополнительные критерии оценки соответствия продукции Государственному знаку качества. Кстати, одним из критериев будет участие в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Премия Правительства за достижения в области качества». Первых обладателей назовут ближе к концу года, а церемонию награждения приурочат ко Всемирному дню качества в ноябре. 

Глобальная перспектива

Сегодня международные отношения, в том числе торговые, трансформируются. В процессе этого исторического этапа друг другу противостоят два полюса — коллективный Запад и коллективный Восток. Последний прилагает все усилия для того, чтобы уйти от долгой технологической зависимости, считает политолог Петр Петровский. В такой ситуации для белорусской внешней торговли открывается большое окно. 

Мы имеем все возможности заполнить своей продукцией освободившиеся ниши на международных рынках. Но в нынешнее время нельзя не только стоять на месте, а даже медленно идти. Конкуренция достаточно высока, и наши товары и услуги должны стать максимально узнаваемыми в мире. Достичь этого можно в первую очередь за счет качества белорусской продукции. Поэтому нам важно предлагать товары премиального уровня, которые будут иметь солидную добавочную стоимость и маркироваться новым государственным знаком. А он понятен всем, в том числе и за границей, но для этого маркетологи должны его целенаправленно продвигать. Главная цель — убедить покупателей, что качество для белорусских брендов является фундаментальной основой для производства.    

Президент Александр Лукашенко поставил перед производителями абсолютно верные задачи, потому что качество — прямой показатель конкурентоспособности наших товаров. А значит, с этим связан и наш уровень жизни. Всем необходимо помнить, что комфорт и достаток стоят немалых усилий и зависят не только от управления, но и от отношения к профессиональным обязанностям. И если каждый из нас будет на своем рабочем месте все делать, что называется, на отлично, это отразится и в целом на стране. 

Михаил Тишкевич, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии ГГУ им. Ф. Скорины: 

— Вопрос товарного знака — это всегда, помимо качества, вопрос имиджа. Живо еще поколение людей, которое хорошо помнит советский Знак качества. И в разговорах, и в кинофильмах всегда вспоминают о том, что это была высшая оценка товаров, которые производили в Советском Союзе. Сегодня мы этот вопрос рассматриваем на новом уровне развития страны и общества. Необходимо развивать и поддерживать положительный имидж нашего государства в международном сообществе. Нас давно узнают по нашим продуктам во всем мире, но необходимо завоевывать дополнительные ниши на внешних рынках. 

Государственный знак качества будет способствовать тому, что наши товары станут еще более популярными и узнаваемыми в самых отдаленных регионах планеты. Но для достижения этой цели придется приложить немало усилий, ведь изображение на упаковке изначально только лишь знак, который должен восприниматься потребителями как символ действительно высочайшего качества товара. 

Непрерывное улучшение

Одним из наиболее ярких примеров, когда высокие стандарты помогли стране буквально рвануть вперед, является, конечно, Япония. Небывалый экономический рост был обусловлен именно движением за качество, которое массово развернулось по всей стране еще в середине 50-х годов прошлого века. Японцы объясняют расцвет своей экономики применением специального образа мышления и подхода к менеджменту. «Непрерывное улучшение» — эта философия помогла начать производить лучшие в мире товары по многим позициям и сделала Японию важным игроком на глобальном рынке. Особенность подхода состоит в том, что все предложения по улучшению работы исходят от самих сотрудников. На предприятиях действуют так называемые кружки контроля качества, а главным принципом стал подход, когда все дефекты устраняются во время производства товара, а не после его окончания.  

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter