Брексит ребром

Со вчерашнего дня ЕС начал распадаться. Шутка шуткой, но Великобритания официально заявила о своем выходе из Евросоюза. Уведомление об этом было вручено главе Евросовета Дональду Туску лично постоянным представителем Соединенного Королевства Тимом Барроу. Британия стала первой страной, которая воспользовалась статьей 50 Лиссабонского договора ЕС, дающей право стране–участнице покинуть блок. И это именно распад, а не развод, или раскол, или другой эвфемизм, которым пока еще маскируют это событие исторического значения.


Не случайно председатель Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер на днях заявил, что за свою жизнь встретил «двух самых больших разрушителей в истории» — Горбачева, который разрушил Советский Союз, и британского премьера Кэмерона...

В течение ближайших двух лет предстоят тяжелейшие переговоры между Лондоном и Брюсселем о новых принципах сосуществования. Мы выделили основные вопросы, которые имеют важное значение для обеих сторон.

Брюссельские «алименты»


Как и в любой семье, переживающей распад, первым встает вопрос финансовых обязательств, в данном случае Лондона перед ЕС. ЕС требует внести в казну союза 60 млрд евро. Именно в такую сумму председатель Еврокомиссии оценивает затраты на совместные проекты Британии и ЕС, а также на обязательство по пенсиям для чиновников в Брюсселе.


Лондон считает эту сумму завышенной, но если британцы не выплатят Евросоюзу полагающиеся ему средства, то Германия собирается заставить их сделать это через суд.

Совместный рынок


Великобритания выйдет из единого рынка, из таможенного союза и из юрисдикции судебной системы ЕС. Тем самым она лишится беспошлинного доступа к рынку Евросоюза, но Тереза Мэй уверена, что сможет добиться установления как можно более беспрепятственного режима торговли с ЕС. Брюссель же, в свою очередь, не собирается делать никаких уступок, чтобы другим неповадно было... Так что торг будет жестким. Если учесть, что 44 процента британского экспорта идет в страны ЕС, а те направляют в Великобританию лишь 7 процентов своей экспортной продукции, то в континентальной Европе уверены, что для них удар будет менее болезненным. Но это пока...

Козыри Сити


Британцы покупают каждый пятый произведенный в Германии автомобиль. Британская экономика составляет 20% от ВВП ЕС. Британский оборонный бюджет — 25% от всех расходов ЕС на его защиту. Финансовый вклад Лондона в обеспечение международной помощи составляет 30% от всех затрат Евросоюза в этой области.


И самое серьезное — Лондон грозит «налоговым раем». Из Сити уже прозвучала совершенно конкретная угроза: в случае если Брюссель займет чрезмерно жесткую позицию, британцам придется «сменить свою бизнес–модель». Под этим подразумевается введение крайне низких ставок корпоративных налогов с целью переманить в Великобританию из ЕС предприятия европейских и международных компаний.

Люди и положения


В подвешенном положении остаются около 3,2 миллиона граждан ЕС, проживающих в Британии, и примерно 1 миллион британцев, обосновавшихся в странах Евросоюза. И самое главное — за бортом может оказаться Шотландия. Шотландский парламент уже высказался за проведение повторного референдума о независимости. Если ЕС поддержит этот прецедент, тогда он подстегнет и других европейских сепаратистов — каталонцев, фламандцев etc. Так что положение складывается щекотливое. Глава Еврокомиссии предрек новую войну в Западных Балканах, если ЕС распадется. И в целом будущие перспективы Европы он назвал тревожными. К концу этого века в мире из 10 миллиардов человек лишь 4% будут европейцами. Так что сейчас, по его мнению, европейцы должны держаться вместе, и с этим трудно не согласиться.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter