Пинск готовится к фестивалю органной музыки памяти кардинала Казимира Свёнтека

Божественные звуки

В XIX веке о нем писал российский писатель Николай Лесков, в XX — наш Владимир Короткевич. 28 регистров, два мануала, полторы тысячи труб. Орган кафедрального костела Успения Девы Марии в Пинске — второй по величине исторический орган в нашей стране. Услышать музыкальный инструмент может любой желающий — он играет на каждой торжественной службе. Пинск выбран культурной столицей Беларуси–2019, и скоро здесь, в этом костеле, где 80 лет назад был рукоположен в сан священника Казимир Свёнтек, пройдет летний органный фестиваль в память о первом белорусском кардинале Римско–католической церкви. За инструмент сядут известные исполнители из разных стран.

Виктория Кутько.

Где сегодня, кроме Пинска, можно услышать орган? Органист, автор недавно изданной энциклопедии «Арганы Беларусi» и соорганизатор грядущего фестиваля Александр Бурделев наcчитал в стране 125 инструментов. По определению Александра, все наши органы можно разделить на барочные, романтические и современные:

— Все исторические органы, построенные до 1939 года, находятся на территории бывшей Западной Белоруссии. Таковых чуть более 90.

Самый большой исторический инструмент установлен в Гродненском фарном костеле Святого Франтишка Ксаверия. Самый старый — в Гродненском францисканском костеле. Самый уникальный, по мнению Александра Бурделева, в Будславе. А в Полоцком Софийском соборе — орган, самый востребованный музыкантами. Здесь проходит международный фестиваль «Званы Сафii».

Педагогу, концертмейстеру и солистке Пинского концертного зала Виктории Кутько посчастливилось играть в Софийском соборе:

— Есть мнение, что игра на органе — не женская музыкальная профессия. Исполнение некоторых фрагментов в произведениях требует большой физической силы: чем громче звук, тем туже становится клавиатура. Помимо этого, нужно еще играть ногами. Но у нас в Беларуси почти все органисты — женщины.


Поднимаемся с Викторией по старинной винтовой лестнице пинского костела Успения Девы Марии. Музыкант бережно снимает накидку с органной кафедры, усаживается на скамью, поднимает голову, легко опускает руки на клавиатуру и... Мощные звуки заполняют пространство величественного костела. Божественно! Тут уже не поспоришь — неспроста орган называют королем музыкальных инструментов.

Над передней кафедрой замечаю фирменный знак фабрики Вацлава Бернацкого. В 1936 году, через сто лет после установки в костеле органа работы мастера Гродзицкого, эта фабрика, используя старый барочный шкаф, часть деревянных труб в педальных регистрах, строит новый инструмент.

Виктория вспоминает, как в детстве в колонне первомайской демонстрации слушала этот орган:

— Яркое солнце, нежная листва, иду и радуюсь жизни. У меня 1 мая день рождения, у костела — день освящения. В 12 часов обязательно начиналась служба, даже в советские времена. Мама — музыкант с консерваторским образованием, хоть и была православной по вероисповеданию, часто водила меня послушать орган. А училась я по классу фортепиано, только на 3–м курсе консерватории по предложению известного педагога и музыканта, сегодня — главного органиста архикафедрального костела Пресвятой Девы Марии в Минске Владимира Невдаха стала изучать орган.

Надежда Трофимовна Кутько помнит, а самой Виктории тогда еще и в планах не было, как в 1953 году в Пинске взорвали костел Святого Станислава. Такая же участь ждала и костел Успения Девы Марии, и, вероятно, весь комплекс монастыря францисканцев. Пинчане говорят, на их месте хотели построить пивзавод. Но в 1954 году в город приехал Казимир Свёнтек.

Пинск. Костел Успения Девы Марии.
Виктория Кутько показывает мне коротенькую улицу рядом с костелом и духовной семинарией, она носит имя Свёнтека:

— Всем известно, что костел сохранился благодаря нашему ксендзу. В 1939 году он здесь был рукоположен в сан священника. А в 1954 году, после освобождения из сталинских лагерей, вернулся в Пинск и служил здесь до самой смерти в 2011–м, умер в 96 лет, оставив память во многих сердцах. Гробница с прахом кардинала находится в крипте костела.

В 1980–х годах стараниями Свёнтека проведена реставрация храма. А в 1996 году посланием Папы Яна Павла II костел возведен в ранг малой базилики. Предстоящий органный фестиваль инициировал именно костел, и можно говорить, что в жизни города появится еще одно мероприятие с центром притяжения на недавно реконструированной пешеходной улице.

В Пинске орган звучит на фестивале «Февральские музыкальные вечера», в костеле ежемесячно проходят концерты. У слушателей опыт общения с органной музыкой есть, а серия летних органных концертов должна привлечь и туристов, считает Виктория Кутько:

— В Варшаве, к примеру, в костеле Святой Анны рядом с Замковой площадью обозначено время — 12 часов, там летом концерт каждый день.

Александр Бурделев надеется, что предстоящий фестиваль как сотрудничество государства и Церкви станет не просто брендом Пинска, но обязательной частью образовательного процесса:

— Воздействие органа на детей потрясающее, ни один ребенок не остается равнодушным. Планируем, что серия концертов начнется в конце мая, пока учащиеся Пинского колледжа искусств, где орган преподается как факультатив, не разъехались на каникулы, и хотели бы привлечь их к участию. Хоть раз в жизни юные музыканты должны сыграть на настоящем органе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:

— Орган — это неотъемлемая часть музыкально–исторического наследия нашей страны. На протяжении как минимум шести веков. Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к органной культуре. Старые органы реставрируются, завозятся и устанавливаются в храмах новые инструменты. Можно сказать, что XX век открыл в Беларуси эпоху концертного органного музицирования, форумы и фестивали органной музыки привлекают в нашу страну известных исполнителей и туристов. 

*  *  *


Тамара Демиденко, заведующая сектором культуры Пинского горисполкома:

— Пинчане считают, что Пинск выбрали культурной столицей заслуженно. После Гродно наш город — второй в Беларуси по сохранности исторического центра: 163 объекта образуют уникальный градостроительный памятник республиканского значения. В учреждениях культуры города работают 54 коллектива любительского художественного творчества, почти половина — со званиями «заслуженный», «народный» и «образцовый». Пинск — один из центров возрождения лютневой музыки в нашей стране. В 2017-м году провели первый региональный фестиваль старинной музыки «Старажытныя ўзоры». Надеемся, что запланированный фестиваль органной музыки также станет узнаваемым и город получит новое культурное мероприятие, может быть, международного масштаба.

В ТЕМУ

Во время экспедиций по Беларуси Александр Бурделев фиксировал самодельные органы — в костелах Миор, Ракова, Бобруйска. Пинск славится другими инструментами ручной работы — здесь изготавливают лютни, балалайки, домбры, виолы, гитары. Именно поэтому в столице Полесья планируется создать центр по реставрации и изготовлению старинных инструментов. Интересный момент: ангелы на алтаре пинского костела Успения Девы Марии держат в руках лютни и виолы де гамба.

Фото Павла КУНИЦКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter