Борьба за председателя. В самый разгар избирательной кампании в одном из поселков Дубровенского района разгорелись нешуточные страсти.

Местные выборы у нас традиционно принято считать скучными и неинтересными. Дескать, нет серьезной конкуренции и столкновения мнений, все друг у друга на виду, отсутствует бойкая агитация, да и ярких личностей среди кандидатов, по большому счету, раз-два и обчелся. Но, оказывается, не все так однозначно и не всегда избирателям и районной власти удается говорить на одном языке. Ситуация, сложившаяся вокруг выборов в поселке Осинторф, — как раз тот случай, о котором говорят: нашла коса на камень.

Местные выборы у нас традиционно принято считать скучными и неинтересными. Дескать, нет серьезной конкуренции и столкновения мнений, все друг у друга на виду, отсутствует бойкая агитация, да и ярких личностей среди кандидатов, по большому счету, раз-два и обчелся. Но, оказывается, не все так однозначно и не всегда избирателям и районной власти удается говорить на одном языке. Ситуация, сложившаяся вокруг выборов в поселке Осинторф, — как раз тот случай, о котором говорят: нашла коса на камень.

Вчера и сегодня

Поводом для выяснений отношений стала кандидатура нынешнего председателя Осинторфского сельского Совета Ивана Черника. Точнее, отсутствие его в списке кандидатов в депутаты, как он сам говорит, по собственной инициативе. Письмо, которое прислали нам жители поселка, пронизано обидой и болью граждан. Вот что они пишут: “Уже два срока у нас очень хороший председатель. Скромный, внимательный, одним словом, настоящий мужчина и руководитель. Хозяин. В первый раз выбрало его население против воли райисполкома. Второй раз мы предлагали ему помощь, он отказался. В этот раз его просто выкидывают, как отработанный материал. И мы никак не можем понять, что случилось. Он отказывается говорить и даже не выдвигал свою кандидатуру. А нам другого не надо. Мы уже видели результаты его работы, знаем о его планах на будущее. И мы так рады были, что наконец-то нашли хозяина поселка. И вдруг...

Стали звонить в район, подняли шум. Но от нас стали отмахиваться, как от назойливых мух в летнее время. И сказали прямо, что если не выберут нужного человека, пришлют со стороны...” Под этими словами подписались ни много ни мало около ста человек. Чтобы разобраться в случившемся, корреспондент “НГ” выехал на место события.
...До распада Союза поселок городского типа Осинторф шумел на всю Беларусь. Здесь располагалось крупнейшее торфодобывающее предприятие, откуда торф возили на поля, на БелГРЭС, которая находится неподалеку. Работал радиоцех, выпускавший кое-что из продукции военного назначения.
В поселке проживали около десяти тысяч человек, среди них много молодежи, и все были при деле. Люди получали приличную зарплату, за покупками сюда приезжали даже из соседних райцентров. В Осинторфе имелись добротная больница, швейный цех, двухэтажный Дом культуры с музыкальной школой, ВИА и духовым оркестром.
В 90-е годы все это благополучие растаяло на глазах, словно снег под лучами весеннего солнца. Сократилась добыча торфа, само предприятие лишили статуса юридического лица, передав его сначала концерну “Белтопгаз”, потом в РУП “Витебскэнерго” в качестве структурного подразделения БелГРЭС. Постепенно приходила в упадок социальная сфера, и люди потихоньку начали покидать родные места, многие подались на заработки в соседнюю Россию.

Клин клином вышибают?

— Обидно, что уезжают квалифицированные специалисты, — сетует председатель сельсовета Иван Черник. — А куда им деваться? Средняя зарплата в поселке — 380—450 тысяч рублей, не разгуляешься. В сезон на торфодобыче можно заработать больше миллиона. Но это только пять-шесть месяцев году, а что делать остальное время?
По правде говоря, Осинторф действительно выглядит нынче блекло и уныло. На встрече с местными жителями услышал кучу жалоб на разбитые дороги, протекающие крыши, неотремонтированную школу, отсутствие нормального клуба, воду, которую невозможно пить из-за повышенного содержания в ней железа. В стоматологическом кабинете вся аппаратура 1970 года выпуска. Удивительно, как она вообще работает еще.
Стоп! Но разве не местная власть должна создавать условия для повышения качества жизни, решать проблемы жизнеобеспечения граждан, открывать новые производства, привлекать инвесторов, создавать рабочие места? По словам Ивана Черника, он пытался решить все эти проблемы.
— Кому-то выделили в аренду земельные участки под выращивание лекарственных трав, но бизнес не пошел, свернули. Можно было бы развивать агроэкотуризм, места у нас красивые, комаров, правда, летом очень много. Зато неплохие ягодники, охотничьи угодья, даже из-за границы приезжают охотиться. Но человека, который мог бы этим заняться, так и не нашли. Уже лет пятнадцать закрыто здание бывшего ателье — никому не нужно. Были планы открыть цех по выпечке хлебобулочных изделий или производству макарон, но найти инвестора не удалось.
Где же выход из ситуации? Надо максимально пользоваться тем, что есть, считает председатель. “У нас большие месторождения торфа, на этой базе необходимо развивать сопутствующие производства, а продукцию экспортировать за границу. Но этого не случится до тех пор, пока у предприятия не появится настоящий хозяин”.

Не место красит человека

И все-таки надежды на возрождение поселка местные жители целиком и полностью связывают с действующим председателем. Почему? Ведь и при нем реальных сдвигов не произошло?
— Этот человек на своем месте, — уверяет жительница поселка Ева Батура. — Отзывчивый, внимательный, добрый. Он у нас и за участкового, и за водителя, и за социального работника. Однажды сам на своей машине отвез пожилого парализованного человека в больницу, помогал одиноким мамам с доставкой детского питания, дров. Даже сам залезал на столб, чтобы отремонтировать фонарь. Достается ему, конечно, от недоброжелателей за наведение порядка. Где-то пожурил пьяниц и дебоширов, кого-то оштрафовал за незаконную свалку, в итоге спалили у него сено.
— На кладбище нельзя было зайти, зимой улицы никогда не чистились. С приходом Ивана Ивановича хоть элементарный порядок навели, — поддерживает разговор пенсионер Василий Самоцветов. — Своими силами построили православную церковь, установили и покрасили ограду, приятно смотреть.
— Мы так долго выбивали деньги на восстановление обелиска павшим воинам. На объекте Черник вместе с рабочими засучив рукава укладывал плитку. Где вы еще найдете такого председателя? — вопрошает член сельисполкома Нина Михальченко.
Примеры, конечно, красноречивые. Но ведь, подумалось, работа местной власти заключается не только в решении вопросов благоустройства и частных проблем. В конце концов, тот факт, что председатель вынужден сам лезть на столб, наверное, с равным успехом можно занести ему в минус. Значит, не сумел как следует организовать работу соответствующих служб. Или все-таки пытался, но достучаться в районные высокие кабинеты не получилось?
Проблема в том, считают осинторфцы, что Чернику не оказывалась поддержка со стороны райисполкома. И не только в финансовом плане. Мол, недолюбливает его районное начальство за прямоту и напористость, потому и предложили уйти. С другой стороны, Осинторф не имеет сельскохозяйственного производства, не приносит прибыли в бюджет района, поэтому и внимание к нему второстепенное. “Обидно, когда в какой-нибудь деревеньке прокладывают асфальт к двум домам на окраине или в школе на 40 человек делают чуть ли не евроремонт, потому что статус агрогородка обязывает, а в нашем поселке с населением в тысячу человек за десять лет, по сути, не сделали ничего”, — откровенничает Иван Иванович.

Новые планы

По словам сельчан, узнав о том, что в этом году в Осинторфе будут строить агрогородок, Черник летал как на крыльях, строил самые смелые планы. Но очень скоро энтузиазм его иссяк, и участвовать в выборах он наотрез отказался. Почему было принято такое решение? Об этом Иван Иванович говорит сейчас неохотно.
Председатель райисполкома Анатолий Лукашов высказал свою точку зрения:
— Черник явно засиделся на своем месте, недорабатывает и не так старается, как прежде. Ведь власть должна не только ставить проблемы, но и решать их. У нас есть другие кандидатуры. По Осинторфскому сельсовету большой выбор — из 13 кандидатов надо выбрать 11, и поверьте, среди них есть достойные люди: учитель, начальник участка ЖКХ, библиотекарь. Что касается якобы остаточного финансирования Осинторфа, то это неправда, говорит председатель райисполкома. В финансировании сельских Советов мы никого не ущемляем. Другое дело, что район у нас сельскохозяйственный, и программа возрождения и развития села — одна из приоритетных для нас. В год мы строим по три-четыре агрогородка, больше всех в области. Мы с большим трудом включили поселок Осинторф в список агрогородков, потому что там действительно нет никакого сельхозпроизводства. Мы знаем о всех проблемах этого поселка, но вы же понимаете, что для их решения нужны большие деньги и время. Чтобы проложить километр асфальта, требуются сотни миллионов рублей. Но все, что в наших силах, в этом году обязательно сделаем.
Уверенность районных властей в своей правоте, конечно, немаловажный фактор для успеха. Но все-таки, может, не стоит сбрасывать со счетов доверие людей к местной власти. Ведь не за красивые глаза осинторфцы выступили в поддержку своего председателя. Во властные структуры всегда выбирали людей, которые могут порадеть за общие интересы. А для этого необходимы и гражданская смелость, и напористость, потому что проблемы, которые кажутся незначительными в глобальном масштабе, для конкретного человека становятся порой настоящей бедой. И оперативно решить их зачастую мешает именно равнодушие местных органов власти или недоверие к ним со стороны избирателей. Осинторфцы, которые когда-то зарабатывали славу для поселка в неимоверно тяжелых условиях, добывали торф по колено в холодной воде, достойны лучшей жизни, а значит, тоже имеют право на выбор. В лице Ивана Черника и при поддержке райисполкома они видят свои перспективы. Сумеет ли новый председатель оправдать их надежды?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter