“Бондарь во мне жил всегда”

Народный мастер Михаил Кукса мечтает создать уникальный музей бондарных изделийШедевром бондарного искусства по праву можно назвать бочку-бар, которой гродненцы и гости города любуются в городском парке. Экспонат диаметром три метра и длиной около пяти, пожалуй, может претендовать на право быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Люди восхищаются творением человеческих рук, но мало кто знает, что задумка такая родилась у мастера из пригородного поселка Зарица Михаила Куксы.

“Руки золотые”, — так говорили люди об отце и деде Михаила Михайловича, которые могли и печь сложить, и дом построить, и сапоги сшить. Бондарное ремесло было их хлебом. Михаил Михайлович вспоминает, что отец  хоть и привлекал сына к работе, но чаще повторял:
— Учись наукам, сынок, не то станешь пастухом или бондарем, — вспоминает, улыбаясь,  Михаил Михайлович. И он следовал наказу отца: прилежно учился в школе, окончил вуз и... стал бондарем.
Свой первый бочонок он смастерил 15 лет назад. Жена задумала засолить огурцы, а подходящей посуды в доме не нашлось. Михаил Михайлович вспомнил все, что осталось в памяти, когда наблюдал за работой отца. Но бочонок потек. Раздосадованный, он сжег его. И только пять лет спустя вновь решил попробовать себя в бондарном ремесле. К тому времени Михаил Михайлович уже много лет проработал на заводе автоагрегатов, от рядового конструктора вырос до главного по технологической оснастке. Трудовая книжка вся исписана благодарностями за добросовестный труд. Он автор многих рацпредложений, которые успешно внедрялись на производстве.
— Но бондарь во мне жил все это время, — говорит Михаил Михайлович.
Однажды он твердо решил уйти с завода, несмотря на открывавшиеся перспективы, и заняться тем делом, к которому душа по-особому лежала. А когда переехали с женой и сыном в собственный дом, который построили в поселке недалеко от Гродно, появилась возможность создать там свою мастерскую. Одну из комнат отвели под домашний музей. Здесь собраны настоящие произведения бондарного искусства. Всевозможные бочонки, бочоночки, кадки и другие изделия из дерева, плод богатой фантазии мастера, созданы без единого гвоздя и клея по технологии, которая передается из поколения в поколение. Работы Михаила Куксы побывали на различных выставках и везде заслуживали высокую оценку. Впрочем, мастер, следуя традициям своих предков, не чурается сделать по просьбе соседей или знакомых и обычный бочонок для засола. Рассказывает, что под огурцы или яблоки бочки делает из дуба, под мед — из липы, а для квашеной капусты — из осины. Однажды ему поступил необычный заказ: изготовить деревянный бассейн с подогревом, рассчитанный на 5 тонн воды. И с этой работой справился. Михаил Михайлович признается, что оригинальных задумок у него много. К примеру, хочет создать из дерева “пушку перемирия”, которая “стреляла” бы музыкальными мелодиями. Нарисовала фантазия мастера и деревянную карету-бар. Но главная мечта этого одаренного человека — создать настоящий музей бондарного искусства, где были бы собраны не только сделанные его руками экспонаты, но и изделия других мастеров Беларуси. Музей этот будет востребован, уверен Михаил Михайлович. Осталось  получить официальное разрешение. А пока в домашней “музейной комнате”, где экспонатам уже тесно, гости бывают самые разные, включая иностранных.
— А как семья относится к вашему ремеслу? — интересуюсь у Михаила Михайловича.
— Без поддержки жены и сына ничего бы у меня не получилось, — признается он.
— Посвящаете ли вы своего сына в бондарное ремесло?
— Ему некогда заниматься этим делом, поскольку сейчас  учится в аспирантуре, — говорит Михаил Михайлович. После, хитро улыбнувшись, замечает: “А возможно, и в нем бондарь живет...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter