Мастер из Горок освоила старинный метод спирального плетения из соломки

Большой секрет соломенной спирали

Его сумела разгадать и возродить Ирина Хизанейшвили


ГОРШКИ с крышками и без, кошелки, плошки — работы Ирины ХИЗАНЕЙШВИЛИ практичны, лаконичны и конечно же красивы. Сразу и не догадаешься, что сделан весь этот нужный в хозяйстве скарб из главного белорусского материала — соломки. Старинный способ спирального плетения мастер освоила не так давно, и сегодня она — единственная на Могилевщине, кто создает вещи по «прабабушкиным технологиям». А ведь сотни лет назад практически на каждом подворье были емкости из соломы.



В них хранили зерно, муку, даже воду. Спиральное плетение настолько плотное, что жидкость не пропускает, наоборот, чем больше такая бочка разбухнет, тем герметичнее станет. Вместимость их достигала 300 литров, а служили они верой и правдой минимум полвека! Из подобного материала также делали сундуки для одежды, обувку (в том числе калоши), ульи. Пчелы, кстати, в подобных «домиках» чувствовали себя отлично. Годился материал и для широких тазов-подносов, из которых вручную сеяли хлеб.

Вообще, увлечение стариной у мастера из детства. Еще дошкольницей любила наблюдать, как бабушка виртуозно вяжет и шьет. Пробовала строчить на машинке и сама. Был у бабушки и серп, но осваивать его Хизанейшвили начала уже во взрослой жизни, когда пришлось учиться заготавливать сырье. Ведь для такого искусства не каждая солома подойдет: и высота стебля имеет значение, и его фактура. В прошлом году, например, нужную делянку нашли лишь в соседней Дрибинщине. «Уже после часа-двух работы понимаешь, какой тяжелой была женская доля в давние времена, — отметила мастер. — Но все равно крестьянки успевали и хозяйство в порядке содержать, и детей растить, и творчеством заниматься».

Что касается соломенной спирали, то, кроме таланта, здесь очень нужны сила и упорство. Несколько стеблей скручиваются, потом закрепляются нитью — и так по кругу. В небольшой шкатулке (подсчитано!) может быть 20—30 рядов. Плюс крышечка, соломенные ручки. От первого стежка до завершения работы проходит в среднем неделя. Ну а на создание больших коробов понадобится не меньше месяца. Тем не менее Хизанейшвили не сомневается: при желании освоить «прабабушкины» технологии может каждый, было бы желание. Тому подтверждение — ее ученики, которых руководитель народного любительского объединения «Скарбніца» при Горецком районном Доме ремесел охотно знакомит с этим старинным методом соломоплетения. Интересуются таким хенд мейд и иностранцы: часть поделок Ирины заняли свои места в частных коллекциях Ирландии, Германии, Италии. Земляки на ярмарках тоже охотно покупают работы мастера: кроме того, что они становятся украшением домов, усадеб, их ведь еще можно использовать и по прямому назначению.


Вместе с коллегами по дому ремесел мастер возвращает из небытия и наряды наших прабабушек. Результатом таких фольклорных экспедиций стало воссоздание горы-горецкого строя. Для достоверности рукодельницы сами соткали и вышили ткани, из которых сшили «камлёт» (юбку), «кабат» (жилетку), сорочку, фартук. Именно в них Хизанейшвили и решила сфотографироваться для газеты. Когда, говорит, надеваешь такой наряд, то и работается лучше: не иначе как некая магия срабатывает. Или просто к исконно белорусскому ремеслу становишься ближе?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter