ООН: динамика аппетитов

Больше платим и больше воюем

Чего же не хватает ООН?

В конце ушедшего года Генеральная Ассамблея ООН утвердила бюджет организации на 2024‑й. По сравнению с 2023‑м он подрос на 190 миллионов долларов. Но это пока. Насколько дороже обойдется ооновский 2024‑й, будет понятно только в конце года. Потому что и на 2023‑й просили всего 3,1 млрд долларов, а истратили все 3,4. В любом случае ограничивать себя в расходах ООН не собирается.

И речь идет только о регулярном бюджете организации. Все остальные бюджеты, программы и прочие черные дыры ООН, ежегодно поглощающие миллиарды долларов, финансируются отдельно. Можно было бы предположить, что Организации Объединенных Наций нужно больше денег, чтобы заняться решением мировых проблем, которых в 2023‑м в мире прибавилось. Но нет. Увеличение бюджета связано с необходимостью нанять новых сотрудников. И это отнюдь не те сотрудники, которые будут что-то решать.

В Секретариате ООН работает около 40 тысяч человек — у одного генсека больше 20 заместителей, а у каждого заместителя еще по столько же своих заместителей, и так по цепочке вниз. Это на их «прокорм», собственно, в основном и тратится регулярный бюджет организации. Так каких же сотрудников не хватает самой мощной бюрократической структуре в мире в 2024 году?

Оказалось, переводчиков. Нет ведь в мире других проблем, кроме как перевести очередную пустую ооновскую болтовню на все официальные языки организации…

­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Естественно, мы как одна из стран — основателей этой организации не можем вот так спокойно смотреть на то, что происходит там. Я смотрю, и мы обсуждали этот вопрос с ­Президентом России, — Секретариат ООН, рабочий орган, — они уже начали работать с точки зрения каких‑то предпочтений одному или двум государствам... То есть как‑то уже эта организация превращается в такую организацию «Чего изволите?». От крупных государств больше зависит. Это ненормально.

На встрече с постоянным представителем Беларуси в ООН Валентином Рыбаковым, 27 июля 2023 года.

От 22 до 0,001 процента

Бюджеты ООН формируются из взносов стран-членов. Сколько платит каждая страна, решает специальный Комитет по взносам, пристально надзирающий за экономическими показателями государств-членов для определения, сколько они в состоянии заплатить в бюджеты ООН.
Максимальный размер взноса в регулярный бюджет ООН сейчас ограничен 22 процентами, а минимальный составляет 0,001 процента от суммы бюджета. Исходя из запрошенных на 2024‑й 3,59 млрд долларов, максимальный взнос в этом году составит 789 800 000 долларов, а минимальный — 35 900 долларов. По максимальной ставке в ооновский бюджет платят США, по минимальной — такие государства, как Лесото, Либерия, Самоа, Сьерра-Леоне, Сент-Китс и Невис, Вануату.
Но с пополнением бюджетов ООН есть проблемы. В конце 2023‑го Генеральный секретарь организации призвал все страны вовремя и в полном объеме вносить свои обязательные взносы. Потому что в 2021 году ООН собрала только 82,7 процента регулярного бюджета, а в 2022‑м и того меньше — 71,9 процента.

Самый крупный долг перед ООН (около 1 млрд долларов) у США. И Штаты не одиноки в списке должников, хотя у всех остальных неплательщиков вместе сумма задолженности значительно меньше американской. По поводу наказания в ооновском уставе есть статья 19, которая лишает должников права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся за два полных предыдущих года.
По состоянию на 31 августа 2023‑го задолженность, описанная в статье 19 Устава ООН, числится за четырьмя государствами-членами: Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи, Сомали и Венесуэла.
Но в ООН всегда предусмотрены лазейки, и та же 19‑я статья устава уточняет, что Генеральная Ассамблея может разрешить должникам голосовать, если просрочка платежа произошла по независящим от них обстоятельствам. Поэтому Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи, а также Сомали продолжают голосовать до конца 78‑й сессии (до 10 сентября 2024‑го). А вот Венесуэлу права голоса на данный период лишили, видимо, обстоятельства образования ее задолженности не устроили ООН.

Сколько платит Беларусь


В 1945 году, когда создавалась ООН, Белорусская ССР и Украинская ССР вместе с СССР стали основательницами ООН. Соответственно, у них появились и обязательства перед организацией. И в первую очередь это, конечно, взносы в ооновский бюджет, которые год от года становятся только больше.

В 1946‑м Белорусская ССР заплатила 44 597 долларов, или 0,23 процента регулярного бюджета ООН. В 1949 году эта сумма выросла до 95 049 долларов, или 0,22 процента бюджета. В 1951‑м увеличились до 0,24 процента размер взноса и до 117 421 доллара его сумма. А в 1958 году для БССР размер взноса подняли до 0,47 процента — это уже составило 249 921 доллар.

В 1962‑м оплата составила без малого полмиллиона долларов (446 255). А в 1972 году БССР перешагнула рубеж в 1 миллион долларов (1 043 251). К началу 1980‑х взносы БССР в бюджет ООН превысили 2 миллиона долларов.

Независимая Беларусь, после развала СССР ставшая преемницей Белорусской ССР в ООН, в 1992‑м должна была уплатить в бюджет организации 3 737 676 долларов (0,31 процента). А в 1994 году уже 4 080 275 долларов с теми же 0,31 процента. В 1995‑м взнос в процентах для Беларуси еще и увеличили до 0,37, а платеж в ооновский бюджет взлетел до 4 870 005 долларов. И это при том, что после развала СССР и нескольких лет правления националистов экономика нашей страны находилась в не самом лучшем состоянии. В этой связи вызывает много вопросов деятельность Комитета по взносам ООН, который таким странным образом оценивал платежеспособность страны, балансирующей на грани экономической катастрофы. С 1995‑го для Беларуси началось постепенное снижение размера взноса в процентах по платежам в регулярный бюджет ООН. К 2004 году он составил 0,018 процента, или 329 022 доллара.
Но аппетиты ООН продолжают расти. 

И мы опять платим миллионы.

В 2020‑м ежегодный взнос для Беларуси составил 1 374 614 долларов (0,045 процента), 

в 2021‑м — 1 417 354 доллара (0,044 процента), 

в 2022‑м — 1 177 795 долларов (0,037 процента), 

в 2023‑м — 1 666 000 долларов (0,049 процента). 

Очередной миллиард за пять лет?

Понятно, что все увеличивающиеся суммы, которые требует ООН от стран, связаны с ростом самого регулярного бюджета. Причем этот рост в последнее время можно назвать стремительным.

Первый регулярный бюджет был принят Генассамблеей в декабре 1946‑го и составлял всего 19 300 000 долларов. В следующем, 1947 году ООН потребовалось уже 28 618 568 долларов. А начиная с 1948‑го в ООН сообразили, что можно запланировать одну сумму, а израсходовать другую и потом просто отчитаться по перерасходу.


С 1974‑го бюджеты ООН начали запрашивать на два года: мотивировали, что так лучше планировать расходы. Но роста бюджетов улучшенное планирование не остановило, даже наоборот. На 1978 — 1979 годы ООН просила уже 985 913 300 долларов, а потом перешагнула и первый миллиард — по итогам двух лет было потрачено 1 084 186 200 долларов.

Довести свои регулярные расходы до миллиарда долларов в год ООН смогла уже в 1990 — 1991‑х. Изначально на этот период планировалось 1 974 634 000 долларов, но в 1991‑м оказалось, что потрачено 2 167 974 500 долларов.
И если до первого миллиарда в год ООН «росла» 45 лет, то до двух миллиардов аппетиты ООН выросли уже в 2006 — 2007‑м. Изначально на два года были запланированы расходы на сумму 3 798 912 500 долларов, но в 2007‑м оказалось, что израсходовали 4 188 772 400. То есть, чтобы увеличить свою «прожорливость» до двух миллиардов в год, ООН понадобилось всего 16 лет.
В 2010 — 2011‑м регулярный бюджет ООН составлял уже больше двух с половиной миллиардов в год. Изначально на этот период было запланировано 5 156 029 100 долларов, а в 2011‑м выяснилось, что потрачено 5 416 433 700.

Когда через восемь лет стало понятно, что годовой бюджет вот-вот вырастет до 3 млрд долларов в год, в ООН решили не пугать своих членов и вернуться к планированию годовых бюджетов. Последний двухлетний бюджет был потрачен в ООН в 2018 — 2019 годах и составил 5 811 797 800 долларов.
В 2020‑м ООН уже освоила бюджет в 3 073 830 500 долларов, в 2021‑м — 3 208 080 100, в 2022‑м — 3 121 651 000, в 2023‑м запланировали 3 220 000 000, в итоге истратили 3 400 000 000 долларов. На 2024 год ООН попросила государства-члены скинуться на сумму 3 590 000 000 долларов. Следуя логике расходов организации, если не в нынешнем, то в 2025‑м расходы могут дорасти уже до 4 млрд долларов в год.
И что же мы всем миром имеем за такие деньги? А ничего не имеем. Войн на планете становится все больше, дети по-прежнему умирают от голода и болезней, образование и медицинская помощь остаются недостижимой роскошью во многих регионах мира. А организация, создававшаяся для борьбы со всем этим, занимается всего лишь распределением гуманитарной помощи.

Правда, иногда гуманитарные акции больше смахивают на крупные экономические аферы под прикрытием ООН. Достаточно вспомнить Черноморскую инициативу, которая преподносилась миру как операция «Накормим голодающих Африки и Азии», а превратилась в откровенную перепродажу украинского зерна небедным европейским странам-перекупщикам…
Не слишком ли дорогой хаб по распределению «гуманитарки» у нас получился? И вообще, нужен ли миру бюрократический монстр, ежегодно сжирающий бюджет небольшой страны и переставший выполнять свои функции несколько десятилетий назад? Не пришло ли время задуматься над этими вопросами?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter