Больше оптимизма?

О предварительных итогах работы экономики

Тема «дна» сегодня, пожалуй, входит в топ самых популярных. Крайнюю нижнюю точку кризиса нынче ищут и теоретики–экономисты, и практики–управленцы, и журналисты. Одни говорят, что она уже пройдена, другие, наоборот, уверяют, что в своем спаде мировая экономика не прошла и половины пути. Но если принимать во внимание информацию о том, что целый ряд стран демонстрирует положительную динамику, то слишком уж погружаться в пессимистическое самоедство, наверное, все–таки не стоит.


Рискну предположить, что самый главный урок известных глобальных потрясений — это их отрезвляющий эффект. Сама жизнь очень доходчиво показала, что одинаково глупо впадать как в эйфорию неудержимого движения вперед, так и в полное уныние от объективных проблем. Поэтому самое ценное приобретение в нынешней ситуации — это реалистичная ее оценка и, следовательно, адекватное планирование ближайшего будущего.


В конце прошлой недели первый заместитель Премьер–министра Владимир Семашко констатировал, что в мае — июле многие белорусские предприятия «коснулись «дна» и стали прибавлять». Этот скромный успех дает основания для сдержанного оптимизма в предположениях о том, как мы завершим год. Предварительные итоги работы экономики за 9 месяцев говорят об уменьшении скорости падения промышленного производства. «Начался маленький плюс», — резюмировал первый вице–премьер. И предположил, что на 31 декабря промышленность может сработать с результатом не меньшим прошлогоднего. Или даже прибавить 2 — 3 процента.


Прогноз в нынешних реалиях вполне позитивный. Но вот что обращает на себя внимание. Он не становится поводом для чрезмерного оптимизма. На авансцену выходит тема адекватного восприятия действительности. И, сдается мне, некоторые тезисы об этом порой адресованы не столько руководителям и чиновникам, сколько самой широкой аудитории.


Вот, например, вопрос зарплаты. Каждому хочется, чтобы получка росла. Но все ли задаются вопросом: за счет чего? В.Семашко назвал утопией ситуацию, «когда производство падает, а заработная плата растет». Формула довольно резкая, но ведь справедливая. Первый вице–премьер назвал такие цифры: в начале года наши предприятия продавали лишь три четверти производимой продукции. Вот и ответ на вопрос о перегруженности складов. Сегодня, кстати, эта проблема начинает решаться. Динамика продаж растет. Правительство на будущий год расставляет перед собой тоже повышенные ориентиры. Продавать товаров на 1 процент больше, чем производится. Надо полагать, за счет имеющихся сегодня запасов. И при заявленном 2 — 3–процентном росте производства это весьма напряженная задача. Из решения которой, кстати, вытекает и ответ на вопрос о зарплатах.


С ней коррелирует и тема бюджетного планирования. Главный финансовый документ на будущий год разработан с опорой на базовый вариант прогноза работы экономики. Тот, который предусматривает прирост ВВП на 2 — 3 процента. Оптимистичный сценарий с 10 — 11–процентным приростом пока остается в уме. Логику этого решения министр финансов Андрей Харковец на днях объяснил так: «Куда проще добавлять в течение года, если это необходимо, чем забирать то, что было обещано». Свою точку зрения министр мотивировал вполне ясно: «Ожидания дополнительных расходов бюджета приводят к серьезным издержкам и в моральном, и в материальном плане. Если бюджетная организация рассчитывает на определенный объем финансирования, а его потом урезают, это влечет рост неплатежей, рост долгов перед реальным сектором, и за этим как ком накатывается ряд других проблем».


Если говорить в целом, то бюджет, как и в прежние годы, сохранит свою социальную направленность. Предусмотрено увеличение ассигнований на образование, медицину, некоторые другие бюджетные сферы. Меньше, судя по всему, станет капитальных вложений. «Мы будем инициировать отложить расходы, связанные с реализацией проектов, которые не несут отдачи в краткосрочном и среднесрочном периоде. Ресурсы должны быть направлены на те инвестиционные проекты, которые дадут быструю отдачу», — высказал свою точку зрения министр финансов.


Позиция вполне реалистичная и в нынешних условиях, пожалуй, оправданная. Прагматизм сегодня наиболее ценен. Единственный вопрос — в его границах. В предыдущие годы не раз случалось так, что, обозначив перед собой высокие цели, мы добивались чуть меньших, но все же хороших результатов. Не призываю к шапкозакидательству. Но и, полагаю, что с оглядкой на сегодняшние проблемы планку занижать не стоит...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter