Источник: Знамя юности
Знамя юности

Математиком каждый не будет, а сформировать патриота – задача первостепенная. Разбираемся, как нужно говорить с молодежью об истории и войне

Больше чем история

Исследователи исторической памяти давно выделили «проблему четвертого поколения»: потомки, которые не застают в живых свидетелей тех или иных событий, уже ничего не чувствуют по отношению к произошедшему много лет назад. Если почитать записи на родительских форумах, можно в этом убедиться: от высказываний в стиле «дети практически ничего не знают о войне» до «они же за немцев в танчики играют». Да и события августа 2020-го показали: тот, кто не усвоил в детстве исторический опыт, вырастает и рвется на баррикады под бчб-флагом. Вместе с экспертами разбираемся, как на уроках в школе нужно излагать историю родной страны, чтобы воспитать настоящих граждан и патриотов.

Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА

– Пора поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. Мы должны четко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа. <…> Рассчитываю, что в новом учебнике с учетом открывшихся фактов будут расставлены все акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых мы раньше мало говорили. Очевидно, что нужно активнее привлекать к такой работе молодежь: студентов, аспирантов, начинающих ученых. Учитывать их мнение, их видение проблем. Пусть спорят, пусть отстаивают свою точку зрения. Это нормально. От этого будет только польза для всех.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко (из выступления на Республиканском педагогическом совете 24 августа 2021 года)

Получить эмоциональный опыт

Впервые о Великой Отечественной войне я услышала еще в дошкольном возрасте: проходя мимо памятника освободителям города от немецко-фашистских захватчиков (советского танка Т-34), спросила у родителей, что это такое и почему молодожены возлагают к нему цветы. Став старше, ходила с бабушкой на праздничные митинги в День Побе­ды. Наиболее яркий эмоциональный опыт, связанный с памятью о войне, испытала во время школьной экскурсии в Брестскую крепость-герой. По мере взросления приходило осознание, что трагедия Великой Отечественной и геноцида по отношению к белорусскому народу – наша национальная боль.


Мне, можно сказать, повезло: сначала мои родители, а потом и школьные учителя сумели привить уважение к истории страны, государственным символам и памяти героев. Думаю, это очень красноречиво свидетельствует о том, насколько важную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играет авторитет взрослого.

Среди прочих школьных предметов «История Беларуси» выделяется особенно: задачи этой дисциплины не ограничиваются лишь тем, чтобы вложить в юные умы опре­деленный набор знаний о событиях многовековой и многолетней давнос­ти. Учителя-историки формируют уважительное отношение к истории родной страны и воспитывают гражданина, убежден директор Института истории Национальной академии наук Вадим Лакиза:

– Мы живем в быстро меняющемся мире: глобализация, развитие интернет-технологий и социальных сетей, появление большого числа людей, считающих себя экспертами во всех вопросах и раздающих комментарии налево и направо, – все эти обстоятельства нужно учитывать современному учителю. В первую очередь – преподающему предметы социогуманитарного блока. Это вопрос гуманитарной безопасности страны. Математиком каждый не будет, а вот сформировать патриота – задача первостепенная. Учитель должен показывать детям, насколько те или иные исторические события повлияли на формирование белорусской государственности, и на практике приобщать к богатству историко-культурного насле­дия нашей страны: изучать историческое прошлое на примере малой родины, проводить факультативные и практические занятия с посещением знаковых объектов – Брестской крепости, Хатыни, «Прорыв» и других мемориальных комплексов и мест, которые показывают уникальность нашей страны.

В сохранении преемственности поколений не менее важна и эмоцио­нальная составляющая, утверждает Вадим Лакиза:

– Когда я учился в школе, мы наве­щали ветерана Великой Отечественной войны, чтобы помочь ему по дому и послушать его воспоминания, зани­ма­лись научно-исследовательской работой и с классным руководителем, сражавшимся в партизанском отряде, ходили по партизанским тропам в Дятловском районе. Все это способствовало установлению связи между поколениями. К сожалению, ветеранов – носите­лей памяти о тех событиях, спо­собных рассказать о них детям, – остается все меньше. Но хорошие учителя-практики работают над тем, чтобы усилить эмоциональную вовлеченность детей: используют архивные документы и кинохроники. Не стоит умалять и роль личности педагога – от него зависит отношение детей к нашей истории.

Знать и помнить


О том, как работать с подрастающим поколением, чтобы воспитать молодых людей пат­рио­тами, студент 3-го курса исторического факуль­тета Белорусского госу­дарственного педагогического университета имени Максима Танка Никита Рачиловский задумался давно. Об этом спросил и Президента во время возложения венков у мемориального комплекса «Курган Славы» в День Республики, а заодно, пользуясь случаем, выступил с инициативой создания учебника по Великой Оте­чест­венной войне для вузо­в:

– Полностью разделяю мнение Главы государства о том, что нужно не просто в цифрах доносить правду о подвиге Красной армии и геноциде народа, а показывать ее на каких-то конкретных примерах. Все наслышаны о трагедии Хатыни, подвиге защитников Брестской крепости. Но у нас в стране, куда бы ты ни приехал, хватает и других подобных примеров, о которых мало кто знает: места расстрела местных жителей, захоронения, гетто. Они имеют сакральное значение для белорусов. Молодое поколение должно воспитываться с убеждением, что у нас есть своя национальная история и мы не должны допустить попыток ее переписать или изменить. 

Рассуждая о том, каким должен быть учебник по Великой Отечественной войне для вузов, Никита предлагает, чтобы он содержал не только информативную часть, но и много иллюстраций и интерактивных дополнений – QR-коды, отсылающие читателя к медиаресурсам по теме: 

– Учителя должны использовать больше интерактивных форм, чтобы при слове «война» у ребят по телу бежали мурашки. Важно не бояться показать в этой книге, что помимо славных страниц в истории Великой Отечественной войны (партизанское движение и подвиг Красной армии) были и случаи предательства со стороны коллаборационистов (их имена также нужно предавать огласке), массового уничтожения людей, высылки в другие страны. 

Отличать белое от черного


Своей точкой зрения на проблему поделился и депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Сергей Клишевич:

– В бывших странах социалис­тической системы, а также в некоторых постсоветских госу­дар­ствах (Грузия, Украина, Прибалтика) с началом так называемой демократизации гуманитарный блок дисциплин начал выполнять чисто политические задачи. Главным посылом новейшей истории стал тезис, что Великая Отечественная война велась между двумя преступными системами. Это означало уравнять коммунизм и нацизм, то есть объявить все социалистические режимы преступными, в том числе и послевоенные. Сделано это было для того, чтобы, во-первых, обосновать легитимность возникших новых режимов, которые практически повсеместно пришли к власти с помощью переворотов (где-то «бархатных», а где-то кровавых, как в Румынии) и прямого иностранного вмешательства. Во-вторых, на перспективу создавалась не только историческая, но и правовая база для пересмотра послевоенных грани­ц. Речь идет о таких территориях, как Калининградская область, Каре­лия, Южные Курилы, Молдова, области Западной Белоруссии. Сегодня на них претендуют, по сути, бывшие сателлиты Германии. К примеру, та же Польша принимала активное участие в разделе Чехосло­вакии вместе с Гитлером, а сегодня они уже открыто говорят о восстановлении Второй Речи Поспо­литой в довоенных границах. Поэтому те исторические оценки, которые оппозиция ранее навя­зывала и продвигала на всех уровнях, – это не просто какие-то от­влеченные научные споры. Это методы решения вполне прикладных, утилитарных задач, которые никак не отвечают интересам нашей национальной безопасности. Пониманию этих враждебных процессов во многом способствовали прошлогодние события.

В наших учебниках должно быть четко обозначено, кто и что для белорусов и становления нашего государства было полезным и важным, а какие события и люди несли вред и способствовали порабощению и унижению белорусов, резюмирует депутат: 

– Игра на два фронта в этом вопросе неприемлема.
derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter