Космоаэрокартография, философия, фундаментальная химия… Получить специальность по этим направлениям можно только в одном учреждении высшего образования страны – Белорусском государственном университете. В совместном проекте «Знаменки» и БГУ, посвященном 100-летию вуза, расскажем об уникальных профессиях, которые осваивают здесь студенты.Чем занимаются специалисты в области медицинской экологии? За ответом на этот вопрос мы отправились в Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета.
Среда развития болезней
Первый набор на специальность «медицинская экология» провели в 2001-м. За 20 лет подготовлена не одна тысяча специалистов. И с каждым годом спрос на кадры в этой сфере будет только расти, утверждает заведующий кафедрой экологической медицины и радиобиологии Анатолий Батян:
– Ребята изучают, как окружающая среда влияет на наше здоровье, продолжительность жизни, возможность развития заболеваний, особенно тех, которые зависят от экологических факторов, а таких довольно много. Болезни органов дыхания напрямую связаны с загрязнением воздуха. Многие желудочно-кишечные заболевания, расстройства пищеварительной системы зависят от употребляемых продуктов, а на их качество также влияет окружающая среда. Долгое время главной причиной возникновения цирроза печени считали чрезмерное употребление алкоголя. Теперь же на первое место среди причин, поражающих орган, вышли различные токсические факторы и отсутствие правильного питания.
Онкологические заболевания также напрямую связаны с загрязнением окружающей среды, продолжает Анатолий Николаевич:
– Всемирная организация здравоохранения утверждает, что увеличение количества случаев возникновения рака легкого связано с повышением загрязненности воздуха. Окружающая среда влияет и на развитие сердечно-сосудистых патологий: установлено, что первичное поражение сосудов может происходить по причине плохого состояния среды обитания человека.
Взгляд на перспективу
На факультете уверены, что медицинская экология – перспективное направление. И количество абитуриентов, каждый год подающих документы на данную специальность, это подтверждает. К слову, на протяжении последних пяти лет на дневную форму обучения набирают около 90 человек, еще 100 – на заочную. Уникальной специальностью интересуются не только белорусские студенты, приводит примеры декан факультета экологической медицины Алексей Сыса:
– У нас развита сеть контактов с зарубежными коллегами. Реализуем совместный проект с Таджикским национальным университетом: два года студенты учатся там, а третий и четвертый курсы – у нас. По такой же схеме работаем и с Узбекистаном. В разработке – программа подготовки магистрантов с Институтом физиологии имени Л. А. Орбели в Армении. Вторая ступень получения образования на нашем факультете интересует и китайских парней и девушек, в данный момент их обучается более сотни. Желающих приехать к нам на учебу из КНР намного больше, но нет ресурсов удовлетворить спрос.
– В расписании предметы медицинского, биологического и экологического профилей. Некоторые дисциплины из учебного плана будущих экологов-экспертов уникальны. Например, у нас преподают молекулярную и клеточную радиобиологию, этого курса нет ни в одном другом университете.
Останусь-ка в альма-матер
Выпускники специальности востребованы на рынке труда. Уже с момента прохождения первой практики ребята знают, куда придут после вуза. Экологи-эксперты (именно такая квалификация присваивается бакалаврам) трудоустраиваются в научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси, в РНПЦ Министерства здравоохранения, областные и городские центры гигиены и эпидемиологии, комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. А некоторые (как Татьяна Опанасенко) поступают в магистратуру и остаются в альма-матер. В должности преподавателя-стажера Татьяна оканчивает свой второй учебный год. В ее обязанности входит проведение практических и лабораторных занятий по экологической медицине, основам радиобиологии и радиационной безопасности:
– На конкретных примерах изучаем, как факторы окружающей среды влияют на здоровье населения. Студенты исследуют сами себя: заполняют анкету, в которой указывают группу крови, тип конституции, темперамент и прочее. На основе полученных данных и опираясь на проводимые ранее исследования, литературу и специальное программное обеспечение, делаем предположения, к каким недугам у них имеется склонность. Далее переходим к профилактике: составляем программу с конкретными рекомендациями, которые помогут предотвратить развитие заболеваний.
– Учу студентов проводить расчеты, находить взаимосвязи, давать объяснения, выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать их. На занятиях нам не обойтись без компьютера и соответствующих программ. На мой взгляд, перспектива развития специальности «медицинская экология» именно в ее цифровизации. Использование современных информационных технологий позволяет быстрее получать результаты и с большей степенью вероятности прогнозировать, как будет протекать тот или иной процесс.