Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Изучают, как окружающая среда влияет на здоровье». В БГУ готовят специалистов в области медицинской экологии

Больше, чем экологи

Космоаэрокартография, философия, фундаментальная химия… Получить специальность по этим направлениям можно только в одном учреждении высшего образования страны – Белорусском государственном университете. В совместном проекте «Знаменки» и БГУ, посвященном 100-летию вуза, расскажем об уникальных профессиях, которые осваивают здесь студенты.
Чем занимаются специалисты в области медицинской экологии? За ответом на этот вопрос мы отправились в Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета. 

Среда развития болезней


Первый набор на специальность «медицинская экология» провели в 2001-м. За 20 лет подготовлена не одна тысяча специалистов. И с каждым годом спрос на кадры в этой сфере будет только расти, утверждает заведующий кафедрой экологической медицины и радиобиологии Анатолий Батян:

– Ребята изучают, как окружающая среда влияет на наше здоровье, продолжительность жизни, возможность развития заболеваний, особенно тех, которые зависят от экологических факторов, а таких довольно много. Болезни органов дыхания напрямую связаны с загрязнением воздуха. Многие желудочно-кишечные заболевания, расстройства пищеварительной системы зависят от употреб­ляемых продуктов, а на их качество также влияет окружающая среда. Долгое время главной причиной возникновения цирроза печени считали чрезмерное употребление алкоголя. Теперь же на первое место среди причин, поражающих орган, вышли различные токсические факторы и отсутствие правильного питания.

Онкологические заболевания также напрямую связаны с загрязнением окружающей среды, продолжает Анатолий Николаевич:

– Всемирная организация здравоохранения утверждает, что увеличение количества случаев возникновения рака легкого связано с повышением загрязненности воздуха. Окружающая среда влияет и на развитие сердечно-сосудистых патологий: установлено, что первичное поражение сосудов может происходить по причине плохого состояния среды обитания человека. 

Взгляд на перспективу


На факультете уверены, что медицинская экология – перспективное направление. И количество абитуриентов, каждый год подающих документы на данную специальность, это подтверждает. К слову, на протяжении последних пяти лет на дневную форму обучения набирают около 90 человек, еще 100 – на заочную. Уникальной специальностью интересуются не только белорусские студенты, приводит примеры декан факультета экологической медицины Алексей Сыса:

– У нас развита сеть контактов с зарубежными коллегами. Реализуем совместный проект с Таджикским нацио­нальным университетом: два года студенты учатся там, а третий и четвертый курсы – у нас. По такой же схеме работаем и с Узбекистаном. В разработке – программа подготовки магистрантов с Инсти­тутом физиологии имени Л. А. Орбели в Армении. Вторая ступень получения образования на нашем факультете интересует и китайских парней и девушек, в данный момент их обучается более сотни. Желающих приехать к нам на учебу из КНР намного больше, но нет ресурсов удовлетворить спрос.


Выбирая специальность «медицинская экология», студенты должны быть готовы к изучению большого объема информации, рассказывает старший преподаватель кафедры экологической медицины и радиобиологии Ирина Пухтеева:

– В расписании предметы медицинского, биологического и экологического профилей. Некоторые дисциплины из учебного плана будущих экологов-экспертов уникальны. Например, у нас преподают молекулярную и клеточную радиобиологию, этого курса нет ни в одном другом университете. 

Останусь-ка  в альма-матер


Выпускники специальности востребованы на рынке труда. Уже с момента прохождения первой практики ребята знают, куда придут после вуза. Экологи-эксперты (именно такая квалификация присваивается бакалаврам) трудоустраиваются в научно-исследо­вательские институты Национальной академии наук Беларуси, в РНПЦ Министерства здравоохранения, областные и городские центры гигиены и эпидемиологии, комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. А некоторые (как Татьяна Опанасенко) поступают в магистратуру и остаются в альма-матер. В должности преподавателя-стажера Татьяна оканчивает свой второй учебный год. В ее обязанности входит проведение практических и лабораторных занятий по экологической медицине, основам радиобиологии и радиационной безопасности:

– На конкретных примерах изучаем, как факторы окружающей среды влияют на здоровье населения. Студенты исследуют сами себя: заполняют анкету, в которой указывают группу крови, тип конституции, темперамент и прочее. На основе полученных данных и опираясь на проводимые ранее исследования, литературу и специальное программное обеспечение, делаем предположения, к каким недугам у них имеется склонность. Далее переходим к профилактике: составляем программу с конкретными рекомендациями, которые помогут предотвратить развитие заболеваний.


После получения диплома о высшем образовании в родном вузе остался и Владислав Чепля. Он всегда чувствовал, что его призвание – помогать людям. С поступлением в медицинский вуз не сложилось, тогда Влад начал подыскивать специальность, освоив которую (не напрямую, а косвенно) мог бы заботиться о здоровье людей. Остановился на «медицинской экологии». Окончив университет, поступил в магистратуру, а потом и в аспирантуру. Сейчас преподает несколько дисциплин, среди которых эпидемиология, методы обработки информации:

– Учу студентов проводить расчеты, находить взаимосвязи, давать объяснения, выдвигать гипотезы, подтверждать или опровергать их. На занятиях нам не обойтись без компьютера и соответствующих программ. На мой взгляд, перспектива развития специальности «медицинская экология» именно в ее цифровизации. Использование современных информационных технологий позволяет быстрее получать результаты и с большей степенью вероятности прогнозировать, как будет протекать тот или иной процесс. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter