Большая вода

Кое-что о масштабах самой грандиозной стройки в мире
Кое-что о масштабах самой грандиозной стройки в мире

На могучей Янцзы не будет больше бурлаков, которые тянут лодки вверх по течению. Не будет стремнин и порогов — красивых, но опасных для судоходства. Исчезнут города и деревни, уйдут под воду памятники истории и архитектуры... Ничто не останется прежним, все изменится. Вернее, уже меняется: люди покидают места, где их предки жили тысячелетиями, знаменитые храмы разбирают по бревнышку и переносят выше в горы, а если их невозможно разобрать, превращают в острова или строят подводные музеи.

Причина — большая вода. В следующем году резервуар гидроэлектростанции «Три ущелья» поднимется на 156 м над уровнем моря, а в 2009–м выйдет на проектную высоту 175 м. Искусственное озеро раскинется так, что пейзаж изменится навсегда. Пока еще не поздно увидеть во всей красе знаменитую Янцзы и ее «Три ущелья», я отправилась на «стройку века», чтобы рассказать о ней читателям «СБ».

Сунь Ятсен завещал

Принято считать, что главная причина строительства самой большой в мире ГЭС — энергетический голод, который испытывает Поднебесная. Действительно, каждое лето разворачивается мощная кампания по экономии электроэнергии: страна задыхается от жары, дружно включает кондиционеры, и, как следствие, происходят «веерные отключения». Когда в 2009 году ГЭС заработает в полную силу, она будет производить 84,7 млрд. кВт в год — десятую часть всей необходимой Китаю электроэнергии. Но, как ни удивительно, главная причина строительства электростанции — не энергия, а контроль над наводнениями.

Тысячелетиями люди искали способ бороться с наводнениями на Янцзы. Здесь даже сложился культ Да Юй — великого царя Юй, который со временем превратился в Бога, способного контролировать великую реку. Но и Юй со всеми его храмами все чаще оказывается бессильным: последние три крупных наводнения унесли жизни более 280 тысяч человек. О стихиях масштабом поменьше говорят как о чем–то привычном: когда гибнет меньше тысячи человек, наводнение считается небольшим. Китайцы уверены, что после завершения строительства плотины крупные наводнения будут случаться не чаще чем один раз в сто лет.

Первым идею строительства дамбы и электростанции в ущельях Янцзы высказал Сунь Ятсен — руководитель китайской демократической революции 1911 года. Потом к этой мысли возвращался Мао Цзэдун, но не хватило денег. Решение о строительстве ГЭС «Три ущелья» приняла сессия Всекитайского собрания народных представителей в 1992 году, причем только 67 процентов депутатов проголосовали за проект, остальные полагали, что негативные последствия столь грандиозного сооружения могут перевесить положительные моменты. Тем не менее строительство началось. На сегодняшний день это крупнейший инженерный проект в мире, в осуществлении которого принимают участие многие страны. Среди них и Беларусь: на первых этапах, когда перегораживали реку, здесь одновременно работали сотни наших БелАЗов. В самом Китае ничего более грандиозного не предпринимали со времен возведения Великой стены, но то ж когда было!..

Лифт для кораблей

Китайцы привыкли быть первыми в мире — обычное в общем–то дело для страны с самым большим населением: здесь грандиозные масштабы и огромные цифры. Но с инженерной точки зрения важнее конструкции и технологии, которые в своем роде уникальны.

Перепад высоты в уровне реки перед и за плотиной составляет 113 м. Как быть с судами? Ведь Янцзы испокон веков была самой востребованной дорогой этого края, и сегодня на любом судне красуется объявление: «Ввиду плотного движения по Янцзы мы подаем громкие сигналы без предупреждения». Теперь, чтобы пройти дамбу, корабли почти 3 часа идут через пятиуровневые шлюзы. А для пассажирских судов весом не более 3 тысяч тонн строится лифт — он будет перевозить корабли всего за 30 минут. Само собой, это самый большой подобный лифт в мире.

А вот проблему осетров из Янцзы решить оказалось гораздо труднее: осетры, в отличие от кораблей, по шлюзам не пойдут, и плотина для них — препятствие непреодолимое, а потому размножаться естественным путем они не смогут. Так что осетров теперь выращивают искусственно и каждый год запускают мальков в Янцзы. Выживут они или нет — пока непонятно.

Впрочем, это не самая большая жертва. В ходе строительства ГЭС с берегов Янцзы отселяют 1,3 млн. человек — для любой другой страны эта цифра показалась бы невообразимой. Для любой, но не для Китая. Из 26 млрд. долларов, которые государство вкладывает в строительство электростанции, 40 процентов предназначены для программы переселения.

У людей, которым предписано покинуть родные места, есть несколько вариантов: они могут перенести свои дома выше по склону — государство поможет; крестьяне могут переехать жить в города, а жители небольших городов — в более крупные; ну и последний вариант, который особенно приветствует государство, — переселение в западные регионы страны. «Западная» программа для правительства — приоритетная, это бедные и малонаселенные регионы, здесь надеются, что приток рабочей силы поможет вдохнуть в них новую жизнь.

С видом на деньги

Я разговаривала с Тань Гочунь — она работает гидом в небольшом городке Ушань, который расположен прямо у Куймень — входа в первое ущелье Цюйтань. Куймень изображен на одном из самых ходовых в стране банкнотов достоинством в 10 юаней. Так что местные жители в буквальном смысле живут с видом на деньги.

Старый город (он тоже назывался Ушань — все прежние названия сохраняются) уже затоплен, и Тань Гочунь живет в новом городе и новой квартире. Говорит, что счастлива: «Раньше мы жили в квартире площадью 50 кв. м с родителями мужа. А теперь у нас на троих 150 кв. м — конечно, я довольна».

В новом Ушане живут 70 тысяч человек — по китайским меркам, крохотный городок, но это почти в два раза больше, чем было в старом городе: многие крестьяне решили оставить земледелие навсегда. Помощь, которую государство оказывает горожанам и фермерам, разная. Например, городские жители при переселении получают бесплатно квартиру или дом той же площади, что был до того. Хочешь большую жилплощадь — плати. То же самое и в том случае, если у тебя не было собственной квартиры, как у Тань Гочунь: нужно платить, правда, по льготным ставкам — около 800 (100 долларов) юаней за кв. м.

Для крестьян условия иные. За каждый потерянный му (мера земли, принятая в Китае, примерно 0,06 га) государство выдает семье 150 кг зерна в год, платит денежную компенсацию и гарантирует занятость одному члену семьи.

Не обходится без проблем, ведь зачастую новые земли не так плодородны (кстати, в бассейне Янцзы выращивается 40 процентов всей сельскохозяйственной продукции Китая), да и приспособиться к новой жизни не всем легко. Все молодые люди, с которыми я разговаривала, в один голос говорят, что счастливы — их условия жизни значительно улучшились. А родители? «Да, конечно, родителям тяжелее, — соглашается 25–летняя Лян Дань из г. Фенцзе. — Но, знаете, в Китае традиционно родители готовы терпеть любые лишения, только бы дети жили лучше. Так что в некотором роде мои родители тоже счастливы: я–то живу хорошо, а что им еще надо?»

«Эх, дубинушка!..»

Самой перспективной отраслью местной экономики называют туризм. Вполне справедливо: из 23 млрд. юаней, которые зарабатывает на туризме город Чунцин, треть приносят популярные круизы по Янцзы и «Трем ущельям». В этой сфере заняты 150 тысяч человек, а если к ним прибавить таксистов, продавцов сувениров и других, то получится еще более внушительная цифра — 750 тысяч человек.

Сейчас Янцзы и «Три ущелья» — место очень популярное. Многие стремятся побывать здесь до того, как ГЭС выйдет на проектную мощность, а образовавшееся озеро многое скроет под водой. «Да, многое изменится, но здесь все равно будет интересно и красиво», — уверяет заместитель директора туристического бюро Чунцина У Хуайлянь.

И, кстати, о бурлаках. Одна из многочисленных песен, которые я слышала во время поездки в «Три ущелья», была «Дубинушка» — только, понятное дело, исполняли ее на китайском. Но теперь это просто развлечение для туристов.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter