Большая разница

О кино

Долгое время ответ на вопрос, какое из искусств является для нас важнейшим, был известен каждому школьнику. В 90–е годы, когда рухнула единая система кинопроката, на смену кинотеатрам пришли видеосалоны, шпиговавшие зрителя невиданными доселе боевиками с Брюсом Ли и будущим губернатором Калифорнии Шварценеггером. Это казалось чем–то новым и экзотическим, но быстро приелось: оказалось, что голливудская продукция с ее верой в хеппи–энд и пуленепробиваемыми героями кроится по весьма стандартному шаблону.


Целое поколение зрителей выросло без того единого чувства, которое возникало в огромном темном кинозале перед экраном, когда простые и естественные эмоции — страха, гнева или радости — объединяли людей в единую зрительскую аудиторию, способную удивляться. Был момент, когда казалось, что эти времена уже никогда не вернутся. В кинотеатрах открывались салоны мебели. Царили разруха и запустение. Там было все, кроме собственно самого кино. Но вдруг, наевшись до икоты домашнего видео и, видимо, соскучившись по романтике кинотеатров, зритель снова стал в них возвращаться.


Удивительную цифру сообщил недавно генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василий Коктыш. В июле минские кинотеатры посетили около 600 тысяч зрителей, почти столько же, сколько и в советский период, когда не было ни DVD–носителей, ни интернета. Совпало несколько громких премьер — «Пираты Карибского моря–4», очередной «Гарри Поттер», «Трансформеры–3». В этом отношении месяц рекордный. По итогам года столичный прокат надеется выйти на 5 — 5,5 млн. зрителей. Конечно, до советских 12 млн. в год все еще далеко, но, согласитесь, это и не 700 тысяч 1997–го.


Кстати, повод задуматься нашим кинематографистам: первые места в прокате занимает анимация — «Шрек», «Рио», «Тачки–2». На фоне средней цены билета по СНГ, которая составляет 7,1 доллара, средняя цена билета в Беларуси — 7.160 рублей. И зритель готов их платить.


Будущее определенно за развитием кинотехнологий и многозальными кинотеатрами. Уже сегодня кинотеатры «Аврора» и «Беларусь» обгоняют по доходам «Октябрь». Устойчивым спросом пользуются 3D–кинотеатры. Недавно в столице открылся уже четвертый такой зал — «Берестье».


Василий Коктыш подводит промежуточный итог: «Мы очень долго боролись за то, чтобы минская киносеть, образно говоря, попала в высшую мировую лигу прокатчиков. Сегодня УП «Киновидеопрокат» не получает ни копейки дотации. Более того, за полугодие уплатили налогов и иных платежей на сумму 4,8 млрд. рублей. А балансовая стоимость основных наших фондов составляет 120 миллиардов белорусских рублей. Поэтому если и ждем инвесторов, то только серьезных, готовых вложить сумму в 2 — 3 раза больше».


Чего лукавить, «Киновидеопрокат» работает на выгодных финансовых условиях — рассчитывается с правообладателем по факту показов. У других киносетей такой привилегии нет. Областным кинотеатрам приходится сразу частично оплачивать фильм, что, к сожалению, лишает жителей провинции многих новинок. Господин Коктыш категоричен: «Да, хотелось, чтобы регионы развивались такими же темпами, как и Минск. Но сегодня забывают, что в 1997 году Минск был на последнем месте и здесь были самые разваленные кинотеатры. То, что имеем сейчас, — это результат только нашей работы. Единой сети уже возникнуть не может, темпы и результаты с регионами несопоставимы. Я не уверен, все ли региональные коллеги вовремя показали «Гарри Поттера».


Кино — это бизнес. В минском киновидеопрокате это поняли, кажется, раньше других. А значит, надо уметь договариваться и находить компромисс. Хочется, чтобы и другие сети не пеняли на проблемы, а все–таки взяли на вооружение пример коллег. Если смогли они, значит, могут и другие. Пока же контраст слишком велик: в августе минчан ожидает 7 премьер, в сентябре — 16, а какую последнюю новинку видели в единственном кинотеатре где–нибудь в Верхнедвинске? Региональная киносеть так и осталась где–то в 90–х. Пора возвращаться в наше время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter