Большая миссия маленьких сувениров

Они хранят воспоминания владельцев и представляют свою родину

Они не только хранят воспоминания владельцев, но и представляют свою родину

Силуэты Лидского замка на кожаных панно, керамических тарелках, магнитиках, матерчатых вымпелочках и даже на «одетых» в кожу и лен декоративных бутылках — с такими сувенирами обычно уезжают из старинного города на Гродненщине многочисленные туристы, которых привлекает сюда памятник истории и архитектуры XIV столетия. Иностранцы, а их здесь тоже бывает немало, обычно этим не ограничиваются, приобретают на память украшенные белорусским орнаментом пояса, вышивки, тканные на кроснах покрывала.

Все эти изделия созданы руками местных мастеров и продаются в небольшой «Сувенiрнай краме», открытой в Лидском центре ремесел и национальной культуры. Его здание, расположенное на главной площади города, обязательно входит в лидские туристические маршруты. Гостям здесь показывают театрализованные представления — реконструкции народных праздников календарного цикла (сейчас, например, в репертуаре «Жніўны вянок», рассказывающий о традициях жатвы и дожинок), спектакли батлейки, выставку одного предмета, на которой поочередно демонстрируются старинные бытовые вещи или произведения традиционного искусства, приглашают в работающее здесь же кафе белорусской кухни «Сябрына».

— В выходные центр посещают от ста до двухсот человек, — рассказывает директор Елена Щелина. — И почти все заглядывают в лавку, где непременно соблазняются каким-либо сувениром. Только в начале месяца мы пополнили магазинчик тремя десятками тарелок, сорока вымпелами, почти тридцатью магнитиками. А пару недель спустя пришлось обновлять ассортимент, все уже разобрали. За один субботний день выручка составляет от семисот тысяч до полутора миллионов рублей.

Изделия у авторов берутся на реализацию, умельцы получают свои деньги после продажи работ, а в магазине остаются честно заработанные проценты. Таким образом, выигрывают обе стороны. Для местных мастеров это хороший и вполне легальный источник доходов. Для центра ремесел — и заработок, и расширение комплекса услуг, предоставляемых туристам.

Такой же магазинчик готов к открытию в Ивье. Небольшой райцентр уже удивил созданием собственного музея национальных культур, а теперь в его здании оборудован и сувенирный киоск. Пока в его оформление вносятся последние штрихи, но уже очень скоро посетители музея смогут увозить с собой на память изделия с белорусским, русским, польским, татарским и другим национальным колоритом. И, конечно, с изображением основательницы города княгини Евы — супруги великого князя литовского Гедимина. Ее образ лег в основу герба города и района.

Открытия магазинчика народных промыслов ожидают и в Залесье, где реставрируется памятник архитектуры XIX века усадьба Михала Клеофаса Огинского. Мини-рушники с вышитым изображением усадебного дома стали традиционными сувенирами для приезжающих на Сморгонщину гостей.

— Пока они вручаются как подарки, но с началом сувенирной торговли попадут в витрины, — делится планами директор Сморгонского Дома ремесел Мирослава Рассошко. — С ассортиментом проблем не будет. Только в штате у нас работают три талантливых специалиста по керамике, ткачеству и вышивке, соломоплетению. Еще около десятка умельцев тесно сотрудничают, участвуют в выставках, ярмарках, фестивалях. А когда изделия начнут продаваться, думаю, подтянутся и другие мастера.

Проблем с местным колоритом рукотворных сувениров в районе не будет. У всех на слуху сморгонские баранки, которые местные кулинары готовили по известному только им рецепту, да и медведи из знаменитой «Сморгонской академии», пожалуй, не уступают им в известности. И то, и другое, воплощенное в самых разных материалах, имеет все шансы «улетать» из магазинчика, как горячие булочки.

Собственно, свои «изюминки» и символы есть в каждом районе Гродненщины. Самый могучий дуб в Беларуси или прекрасный сад камней у неоготического костела в Гервятах на Островетчине (красивые поделки с изображением последнего создают, кстати, специалисты местного Дома ремесел), Гольшанский замок или обитающий здесь мифический призрак Белой Панны на Ошмянщине, чудотворная икона Божией Матери в Жировичском монастыре на Слонимщине, волковысский волк, бронзовая фигура которого установлена на центральной площади города, и многое другое. Задача в том, чтобы создать условия для массовой реализации таких символических сувениров, ведь только при этом условии народные промыслы обретут второе дыхание.

К сожалению, пока сувенирные лавки на Гродненщине можно пересчитать по пальцам одной руки. Конечно, этот небольшой бизнес не может развиваться самостоятельно. Он во многом зависит от ситуации в туристической индустрии, частью которой, по сути, и является. Ведь спрос на маленькие символы любого региона обеспечивают в первую очередь его гости.

Но, с другой стороны, государственного магазинчика сувенирной продукции сегодня нет даже в Мире, а ведь замок посещают десятки тысяч людей. Как рассказала директор Кореличского районного Дома ремесел Наталья Манкевич, панно, шкатулки и другие изделия с изображением уникального памятника, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, мастера здесь изготавливают. Но вот витрины с этими красивыми вещами разместить негде. Сейчас появилась определенная перспектива выделения помещения под выставочный зал народных промыслов и ремесел в одном из реконструируемых в райцентре зданий. Здесь смогут выставляться работы почти шести десятков членов районного клуба народных мастеров. Однако лучший ли это вариант — предлагать сувениры в Кореличах, когда абсолютное большинство туристов, посещающих район, направляются все же в Мир? Пока суд да дело, настоящую смекалку проявили индивидуальные предприниматели. Их палатки давно «прописались» у стен замка, и торговля идет вполне бойко.

Нет пока художественного салона народного творчества и собственного Дома ремесел в областном центре, хотя именно в Гродно работает единственный в республике клуб народных мастеров, носящий почетное звание «Народный». «Гарадзенскi каларыт» объединяет сегодня 186 художников и мастеров, причем добрая сотня из них, как рассказывает директор городского методического центра народного творчества Валентина Цыганец, вступили в клуб в течение двух последних лет.

— Мы регулярно организуем выставки-продажи, в теплое время года мастера торгуют своими изделиями в самом центре Гродно, на улице Советской, дважды в неделю, по средам и пятницам, — рассказывает Валентина Вацлавовна. — В рождественские и пасхальные дни проводим многодневные ярмарки, отправляем гродненцев на выставки за рубеж. Там, кстати, наши работы пользуются успехом, и таким образом пропагандируется и древний Гродно, и вся Беларусь. Кроме того, заключили соответствующий договор и организуем передвижные выставки-продажи в санаториях Гродненщины. Опыт показал, что творчество приносит людям неплохие доходы. И будь у нас собственный салон, он вполне мог бы себя окупать.

Специалисты центра разработали даже бизнес-план создания такого салона, который мечтают разместить в том же здании, где работает ГМЦ. Предусмотрели скульптурное оформление двора, чтобы творческая атмосфера привлекала покупателей.

— В наш салон умельцы понесут свои работы с радостью, — убеждена директор центра. — Ведь частные магазины, принимая товар на реализацию, зачастую предусматривают высокие проценты за свои услуги. В результате работы залеживаются на полках. Мы же, как государственная структура, можем отчислять за комиссионную продажу не более 15 процентов. Цены получатся приемлемые. А привлечь туристов мы тоже сумеем: у нас есть идея совмещать выставочную деятельность с экскурсионным обслуживанием и, естественно, включать в маршрут посещение и салона, и мастерских членов нашего клуба. Уверена: людям это понравится, они с удовольствием купят красивые вещицы на память о тех местах, с которыми только что познакомились.

— Очень многое в этом, как и в других вопросах, зависит от инициативы людей, — так прокомментировал ситуацию начальник управления культуры Александр Версоцкий. — К примеру, в Сморгони, где до прихода в управление культуры я работал заместителем председателя райисполкома, мы начали подготовительную работу для открытия сувенирных магазинов достаточно давно. Дело это не одномоментное, но уже в следующем году в районе начнут работать две такие точки. Аналогичная задача поставлена перед всеми начальниками отделов культуры в районах области. Мы планируем наладить стационарную продажу сувенирной продукции повсеместно. При этом предпочтение отдается изделиям с местной символикой: они узнаваемы и делают узнаваемым регион за его пределами. И кроме того, что радуют воспоминаниями их владельцев, привлекают к нам новых гостей: увидев интересный и достойный сувенир с гродненской «изюминкой», человек обязательно это запомнит и по возможности отправится туда, откуда этот сувенир.

К сказанному хочется добавить: сувенирные силуэты Мирского замка могут быть не менее романтичны, чем изящные статуэтки парижских Эйфелевой башни и Мулен Руж. А хорошо обыгранный образ сморгонского «академика» медведя ни в чем не уступит тому же индийскому слону. И над такими проектами стоит поработать.

На снимке: сувенирная продукция.

Фото: Лилия НОВИЦКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter