Более полусотни застрявших в Дели белорусов вернулись домой

Более полусотни белорусов в ночь на понедельник вернулись из Дели домой. Специальным рейсом Belavia —Airlines в Национальный аэропорт Минск также эвакуированы граждане России, Украины и Таджикистана. Спецрейс из столицы Индии организован совместно с российской стороной.

Из Минска самолет “Белавиа” вылетел в воскресенье днем. Шестичасовой беспосадочный полет проходил через воздушное пространство России, Казахстана, Туркменистана, Афганистана и Пакистана. Полуторачасовая стоянка в Дели — и обратно. Из-за закрытия воздушного пространства Афганистана промедление привело бы к задержке вылета как минимум на сутки. А в связи с введенными индийской стороной  ограничениями из-за пандемии, экипаж не мог покинуть воздушное судно для отдыха в гостинице. В районе Дели все дороги перекрыты, передвижение запрещено. Людям добраться в аэропорт было тяжело.

В эвакуации белорусов из Дели помогла Россия, взяв на себя расходы на перелет.

В 2.55 самолет приземлился в Беларуси. Оставалось забрать свой багаж, сдать тесты на коронавирус — и домой. Точнее, сначала на двухнедельный карантин.

Несколько десятков россиян торопились, им еще нужно было успеть на поезд до Москвы. «Я хочу сказать спасибо за то, что встретили нас, что все организовали, — говорит мне турист из Подмосковья Денис Хамзин. В Индию он прилетел 24 февраля. Тогда и не подозревал, что ситуация будет такой сложной. Думал, что до закрытия границы не дойдет и что смогу вернуться.

Представитель посольства Республики Таджикистан в Беларуси Джафар Тошарифов встречал в аэропорту коллегу: «Он работал в Индии, а где-то месяц назад его назначили на должность в Минске. Но так как у нас там было мало наших граждан и не имелось возможности улететь, мы попросили посольство России в Индии, чтобы нас забрали вместе с россиянами».

Алиса Ромашкова из Санкт-Петербурга рассказала мне, что на отдых уехала 11 марта:

— Планировалось большое путешествие. Но буквально 20 марта нас блокировали, сказали, что уже невозможно перемещение... Из Дели мы должны были лететь “Аэрофлотом” 30 марта, билеты были на руках. Однако до аэропорта в Дели добраться мы уже не могли, нужно было получить разрешение посольства на перемещение. Вскоре мы узнали, что наш рейс отменили и попытались попасть на эвакуационный, который планировался на 1 апреля. Но им также вылететь не смогли, и нас поместили в гостиницу. Все это время мы ждали возможности улететь.

В Москве, со слов Алисы, ее и земляков ждет карантин, и только потом они смогут вернуться домой: “Все пишут, спрашивают: когда вы уже вернетесь? Огромная благодарность Беларуси за то, что нас забрала“.

Москвички  София и Влада должны были вылететь обратно еще в марте. Но улететь не смогли ни тогда, ни 1 апреля: “На этот рейс мы тоже не попали. Потом жили в отеле. А вчера ночью мне позвонили и сказали: «Есть возможность улететь через Минск. Хотите?” Мы конечно же сказали, что хотим». К маскам, признались мне девушки, уже привыкли.

Все пассажиры, с которыми мне удалось пообщаться, благодарили Беларусь и Россию за возможность вернуться. “Мы заехали в январе, тогда еще не было сложных ситуаций, — сказала мне минчанка Татьяна Фандеева. — Мы жили в горах… По сравнению с другим людьми мы находились в хороших условиях, не было проблем с расселением. Сначала не было проблем и с продуктами. Единственное — сложно добираться до Дели. Непросто было получить разрешение полиции, потому что строгая изоляции. Наше посольство, в частности третий секретарь Андрей Владимирович, все сотрудники посольства очень нас поддерживали, помогали решить эту проблему. Очень за это благодарна”.

Витебчанку Юлию близкий друг встречал с цветами. Улыбки на лицах, объятия. Девушка говорит, что из-за сложившейся ситуации ей пришлось задержаться в Индии на три недели: “Магазины закрыты. На улицу выходить нельзя. Еду нам привозили знакомые. Нам просто повезло. Если бы не попали на этот рейс, то пришлось бы ждать до июня”.

Еще один пассажир спецрейса из Индии — Владимир Бычинов. Минчанин рассказал, что в последнее время у него сильно пошатнулось здоровье и что даже небольшая царапина может стать серьезной проблемой. “Вот, царапина месяц не заживает, пошло заражение. — Парень снял носок, показал травмированный палец. — Очень тяжело в таком климате жить, а в мае ожидается до 50 градусов… Местные говорили, что если я останусь до конца карантина, то просто не выживу. Это тяжело особенно, если ты не знаешь, когда тебя заберут и что будет дальше... У нас имелись билеты на самолет. Улететь планировали первого числа, но на борт нас не пустили. Из белорусов тогда улетел только мой друг Александр. И то лишь потому, что его жена россиянка и у них маленький ребенок”.

В целом, говорит молодой человек, в Индии ему было не очень комфортно в условиях карантина: “Я знаю человека, который там всю еду готовил в чайнике. В основном варил овсянку… Что до меня, то я жил у врача. Через некоторое время мне порекомендовали не выходить на улицу, потом эти рекомендации перешли в запрет. Затем мне запретили покидать даже свою комнату. Говорили, что соседи пожалуются, мол, у меня коронавирус и меня направят в изолятор”.

Результаты анализов, тестов, которые у Владимира взяли по прилету в минском аэропорту, будут готовы через несколько дней. Парень сказал, что очень благодарен всем, кто помог ему и его друзьям вернуться домой.

— Все было ужасно, все было плохо, — эмоционально рассказывала белоруска Ксения, в Индию она поехала туристом. — Я не могла попасть на рейсы. Теперь не знаю, что мне делать с “Аэрофлотом”: вернут ли деньги за билет? Я должна была лететь в Беларусь через Москву, потом узнала о закрытии границ. И все. А однажды мне порекомендовали попробовать другой рейс, но там отказали, предложив дождаться белорусский борт.

Ксения говорит, что к тому времени у нее уже не было денег на жилье и питание. С этим ей помоги друзья. Рассказывает, что работали только аптеки и магазины: “Но еды в них было очень мало. Мы выживали как могли. Макарон 2—3 пачки стоят, картошки совсем чуть-чуть, яйца не в каждом магазине найдешь. Фрукты и овощи были, но на них  долго не протянешь. В магазины обычно запускали по 5 человек. .. Каждый день мы писали в наше посольство в Индии, ребята молодцы, слаженно работали, помогали. Спасибо им, спасибо “Белавиа”, России.

Пожилой белорус поехал в другую страну паломником. Моему собеседнику уже 76 лет. Говорит, что в Индию отправился полгода назад, билет обратно был на 13 апреля. Признается: уехать пришлось раньше, при первой возможности, иначе сложно было бы вернуться: “Там очень тяжелая ситуация. Все храмы закрыты. Машины не ездят, пешеходы не ходят… В тяжелой ситуации оба президента помогли — и Беларуси, и России. Как бы поблагодарить их. Передайте, если сможете, президенту Беларуси спасибо”.

Александр, Алла и Виталий — приветливые молодые люди из Украины. Они тоже прилетели в Минск спецрейсом. Сначала отдыхали на Бали, затем в Дели. Рассказывают: “В последнее время там все сильно изменилось, порой чуть ли не до драки доходило… Поначалу иностранцев даже выселяли из квартир и гостиниц. Но потом вмешались власти Индии, распорядились приезжих не трогать. С продуктами там тоже все очень печально. Продукты нам привозили друзья… Соседи-индусы изначально просили нас не выходить из квартиры месяц. Мол, на карантин. На двери милиция повесила огромный плакат о том же. И мы сидели дома как положено. Однако и тогда, когда он закончился, соседи настаивали, чтобы мы и дальше оставались дома”.

Ребята говорят, что как только они узнали про самолет “Белавиа”, сразу стали проситься на борт. И вот они в Минске. Что дальше? "Пройдем границу пешком или на машине. Мы очень благодарны Беларуси за самолет, мы очень рады”! А Александр на прощанье признался, что его мама родом из белорусского Бреста.

Мероприятия по возвращению граждан Беларуси домой продолжаются.