Богатые тоже плачут... когда платят

Старая Европа не хочет содержать Новую
Старая Европа не хочет содержать Новую

Европейский союз трещит по свеженаложенным швам. Наружу рвутся противоречия, которые не ограничиваются одной только Конституцией. По сути, провал Евроконституции — это только вершина айсберга, так сказать, надстройка над экономическим базисом, который в последнее время также демонстрирует свою неустойчивость. Старая Европа не хочет содержать Новую, но у нее теперь есть право голоса для того, чтобы заставить толстосумов раскошелиться. Без Конституции Евросоюз как–то жил и в случае чего проживет, а вот без бюджета вряд ли. На ближайшем саммите ЕС споры об общей казне могут затмить тему казни Основного Закона на референдумах во Франции и Нидерландах.

Для начала нужно выяснить, что такое европейский бюджет. От конкретно государственного он отличается тем, что рассчитан не на год, а сразу на семь лет — с 2007–го по 2013–й. В «общак» Евросоюза сбрасываются все страны (до сих пор взнос составлял один процент ВВП), а затем уже оттуда деньги распределяются на решение каких–то общих проблем или на подтягивание до общеевропейских стандартов отстающих регионов. В определенном смысле это узаконенная схема пожертвования богатых в пользу бедных (это если очень упрощенно, так как у богатых все–таки есть свой интерес — открытые рынки бедных).

Но одно дело переваривать Испанию и Грецию и совсем другое, когда европейская семья враз пополнилась десятком «бедных родственников». Бюджетных денег (около триллиона евро на 7 лет) не хватит, чтобы избавиться от разделения стран Евросоюза по уровню благосостояния на первый и второй сорт.

Впрочем, страны–доноры не очень хотят мириться с участью дойной коровы. Первой взбунтовалась Великобритания. Во времена Маргарет Тэтчер она выторговала себе льготу — так называемый британский чек. Это означало, что Лондон вроде бы на равных вносит деньги в казну, но затем чек с частью этой суммы благополучно возвращается на родину. Теперь этой привилегии ее хотят лишить, мол, нечего буржуйствовать. Однако Тони Блэр отказался даже вести переговоры на этот счет.

В то время как Лондон провозгласил девиз «руки прочь от британского чека», итальянские депутаты требуют от руководства Евросоюза «не трогать европейские фонды, предназначенные Италии» (относительно бедный юг страны тоже получал дотации из бюджета).

Однако у новых претендентов на кусок пирога теперь на руках есть серьезный козырь — право голоса. «Небогатые страны, особенно новички, такие как Латвия, со снижением расходов согласиться не могут, поскольку это ударит по объему получаемых ими средств», — так легко и просто объясняет ситуацию Валдис Домбровскис, представляющий Латвию в Европарламенте. Действительно, как эти политики смогут объяснить своим избирателям, почему страна не получила денег, которые ей обещали? В общем, дело польского сантехника, начатое на уровне простых граждан, живет и здравствует уже на уровне межгосударственном.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter