Бог нам всем судья

Максима постоянно зовут помочь, а рассчитываются спиртным...

В свои 55 Максим живет один. Держит хозяйство, сажает огород. Человек сердечный, отзывчивый, все делает на совесть. Особенно его ценят за умение разделывать свиные туши: кусочек к кусочку, косточка к косточке. И за плугом прекрасно ходит, косит, столярничает. Неудивительно, что его постоянно зовут помочь. Пользуются добротой, а рассчитываются спиртным.

Одна женщина мне рассказывала: «Приехала с работы, дома должны были уже «разобрать» свинью. Захожу в кухню: Максим на полу спит, а муж — головой в салате». В деревне есть еще специалисты по убою. Однако берут деньгами. Максим же стесняется их попросить. Положат ему в сетку немного сала-мяса да нальют.

Нынешней весной тоже звали. Навоз на огороды вывезти, картошку посадить, побороновать. Пару раз и свиней бил. Не умеет отказывать. Бывало, прибегают к нему: обещал! А он в это время у других уже работает: тоже обещал. После работы – чарка! Все сельчане огороды посадили, только вот у Максима не дошли руки. Спохватился, стал просить помощи. А его пьяницей называют, смеются над ним, стыдят: грех, мол, пить!

Да, пить грешно. А других спаивать — нет? И делают это, как ни странно, люди, посещающие церковь, костел.

Мой родственник в конце прошлого года вернулся домой, а сало пропало. К чести местного участкового, он уже на следующее утро нашел женщину, которая купила краденое сало у односельчанина. Как будто та не понимала, что оно ворованное. Продавец оказался другом пострадавшего. Родственник не стал доводить дело до суда. Но неожиданно выслушал немало нелицеприятного о себе. Нехорошими словами вспомнили и покойных родителей. За что? Он же не ходит по чужим домам, не крадет. Помнится, раньше к воровству колхозно-совхозной собственности крестьяне относились немного снисходительно, так как считали, что государство обманывает. Но личное? Ни-ни! Что же произошло за прошедшие годы? Недавно у родственника украли несколько плетенок лука. Решил никуда не обращаться…

После смерти матери в деревне Петковичи Барановичского района остался дом. Попросил соседей присмотреть за ним. Приехал однажды и слышу, что меня разыскивала милиция. Оказывается, соседи устроили в доме сушилку для маковой соломки — шесть мешков этого зловредного зелья милиционеры вытащили.

Не было в пустующей хате ничего ценного. Однако из нее все равно все утащили. Стиральную машину, которая лет тридцать назад последний раз работала, и ту разобрали. Ржавые гнутые гвозди унесли. Но больше всего поразило, что средь белого дня варварски выбили из печей заслонки. Знаю, кто все это растащил. Хотел было вору шею намылить, да потом передумал: Бог всем им судья! Но интересно за ними наблюдать, когда встречаемся. И сто граммов предлагают, и другом называют, и никто из них не краснеет. Зато о высокой нравственности так и говорят.

Чего можно достичь, если мы говорим одно, а делаем другое, особенно по отношению к близким? Осуждаем иных, а не видим, что сами не ангелы.

Приезжаю в деревню и от одного жителя постоянно слышу претензии к руководителям страны, района, сельсовета, местного хозяйства. По его словам, все обманывают, зажимают. Недавно при народе зашел разговор о том, что молодежь уезжает в города. «И как нам работать? – завопил подвыпивший жалобщик. – Кто о нас позаботится?» — «Много ты поработал?! — осадили его. – Таскаешься пьяный». Удобно праздно шататься по улицам, пить в компаниях, а потом перекладывать свои проблемы на других…

«Извечные проблемы, — заметили мне. – Их не решишь». А если потихонечку? В Петковичах был приятно удивлен, когда на Радуницу на кладбище не увидел ни одного выпившего человека. Никто со спиртным не поминал усопших, не стояли около памятников рюмки с водкой. А ведь раньше поминовение без горячительных напитков никак не обходилось. Год назад жители деревни на свои средства построили православную церковь. Как видно, проповеди иерея Дмитрия помогают. На кладбище спилили старые деревья, выкорчевали разросшиеся кусты, что нужно было сделать еще лет тридцать назад. В этом заслуга председателя сельсовета Тамары Новыш и нового директора агрофирмы «Петковичи» Леонида Новика.

Значит, можем, если захотим. Стоило немного повысить ответственность, дисциплину, и хозяйство здешнее с 250-го места в растениеводстве поднялось на 30-е по области.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter