“Бодался” рынок с гипермаркетом

“Пора ставить окончательную точку в отношении неаттестованных рынков: они должны быть либо ликвидированы, либо переданы организациям, которые способны организовать торговлю в соответствии с современными требованиями”.Министр торговли Александр Иванков

В торговой сфере Беларуси — новая тенденция: рынки сдают свои позиции. Так, в общем объеме розничного товарооборота Минска их удельный вес за последние годы снизился с 37 до 34 процентов. Причина не только в строительстве крупных торговых центров, но и в том, что организация рыночной торговли отстает от требований времени. Во-первых, дождь и снег над головами покупателей, а также “посиневший” продавец, пытающийся сосчитать рубли негнущимися пальцами... Во-вторых, нарушения правил торговли (отсутствие информации о производителе и продавце, необоснованный рост цен накануне праздников), несоблюдение санитарных норм, доходящее уже до неприличия (работнику прилавка негде помыть руки), сокрытие доходов от налогообложения и множество других печальных явлений...
Сегодня в Минске 22 рынка. Три их них принадлежат Белкоопсоюзу, четыре — в коммунальной собственности, остальные — в частной. По своему статусу три рынка — вещевые (“Динамо”, стройматериалов и “Вернисаж”), один — продовольственный (“Комаровский”), остальные — смешанные. В “черный список” попали пять из двух десятков рынков: “Шабаны”, “Торговые ряды” на Партизанском проспекте, “Чижовский”, “Курасовщинский”, “Червенский”. В 2005 году они не прошли аттестацию, и солидная комиссия вынесла вердикт: “Шабаны” и “Торговые ряды” закрыть; рынки, принадлежащие Белкоопсоюзу, полностью реконструировать.
Тем не менее, чтобы предоставить отстающим последний шанс исправиться, власти не стали торопиться с их закрытием, а лишь ограничили на них ассортимент товаров да стали жестче контролировать выполнение мероприятий по наведению порядка.
Что же сделано в этом направлении к сегодняшнему дню? На недавней коллегии Министерства торговли было заявлено: ничего. Улучшений не последовало, задача создания комфортных условий для продавцов и покупателей осталась невыполненной.
Между тем перед рынками теперь стоит задача не просто стать цивилизованными, а потихоньку возвращаться к своему историческому предназначению. Рынок — не универсам и не торговый центр для индивидуальных предпринимателей, часто перекупщиков, это все болезни роста. Рынок — это место, где созданы условия для реализации “сельскохозяйственной и другой продовольственной продукции самими производителями”. А если производители не хотят сами становиться за прилавок, то они должны иметь возможность сдать свой товар по оптовой цене. Не частникам, как сейчас, которые не раскошелятся и устанавливают потом 100—200-процентную накрутку, взвинчивая цены, а представителям рынка, которому, однако, нужно будет установить предельную рентабельность, чтобы величина накрутки тоже не могла выйти за определенный уровень, к примеру 50 процентов.
Возвращение рынков на круги своя неизбежно потребует возрождения на них бюро торговых услуг, считают в Минторге. Которые и должны закупать продукцию у агрокомбинатов, фермеров, частных лиц для проведения товарных интервенций, чтобы можно было управлять товарными потоками и ценообразованием.
Больше всего вопросов вызывает работа рынка в микрорайоне Шабаны (на улице Бачило), собственником которого является управление капитального строительства администрации Заводского района. Жительница Шабанов Анна Трофимчук воспринимает как плохую новость, что их рынок обречен. Да, нельзя не согласиться с ней в том, что он имеет жалкий вид, особенно после того как с него убрали бакалею, мясо, рыбу. Но в то же время пенсионерка сильно сомневается, что строительства на улице Ротмистрова красивого современного магазина фирмы “Простор-маркет” будет достаточно. Ей, как и ее соседям, очень бы хотелось, чтобы новый формат торговли не разрушил старый, тем более что предприятия торговли разделяют несколько километров расстояния:
— На рынке много овощей и фруктов, а в гипермаркете такой отдел вряд ли сделают большим, и морковка в нем, думаю,  будет дорогая, из Голландии, а дешевая из Смолевичей — не всегда... Это же проблема многих столичных гипермаркетов. В то же время молочные продукты, действительно, вызывают большее доверие, когда они в торговом зале с кондиционером и есть возможность взять упаковку в руки, рассмотреть ее со всех сторон. Но в гипермаркетах вряд ли смогут разместить такой товарный ассортимент, которым торгуют сейчас предприниматели. Зато там можно купить хлеб и спиртное, которого не найдешь на рынке.
Когда рыночный бум пошел на спад, у людей появилась отчасти ностальгия, отчасти — боязнь того, что в большом формате будут и большие цены (пока неоправданные). Однако начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Александр Лукашевич тверд и непреклонен: неаттестованные рынки нечего жалеть.
“Бодался” мини-рынок с гипермаркетом... Понятно, какие у первого шансы на успех... Только не приведет ли глобализация прилавка при всех ее очевидных плюсах к одному печальному последствию — исчезновению торговли рядом с домом?
Не приведет. Уже имеется пример Германии, о котором знают все ответственные за торговлю: с наступлением эпохи гипермаркетов сначала там начали исчезать магазины шаговой доступности, а затем они стали возвращаться, поскольку неудобно искать два пакета молока на огромной площади. Роль государства как раз в том и состоит, чтобы никто ни с кем не бодался, а все учились дополнять друг друга.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter