Владимир Станкевич 40 лет отдал возрождению бондарного ремесла и учит его азам школьников

Бочка крепка обручами, а мастер — учениками

Владимир Станкевич — известный в Глуске человек. И не только там: его хорошо знают жители области, коллеги из других регионов страны и даже зарубежья. Как-никак единственный народный мастер по бондарному делу на Могилевщине. В активе бондаря — более полутысячи бочек и других емкостей самых разных размеров. А еще — шикарные деревянные игрушки, машинки. Есть и кораблики, которые дороги автору как напоминание о его работе на речном белорусском флоте. Тогдашний штурман и моторист даже не подозревал, что однажды пришвартуется на своей малой родине и займется совсем другим делом — бондарным.


— В свое время я прошел на грузовом судне, считай, все основные реки страны: Сож, Припять, Днепр. Мы доставляли от места до места песок, лес, каменный уголь, щебенку, руду.

В принципе, не скрывает Владимир Иванович, работа ему нравилась. Но, когда женился, пришлось отказаться от долгих командировок и найти работу поближе к дому. Успел поработать и токарем, и строителем. И как-то в свободную минуту решил отремонтировать еще дедовскую бочку, у которой прогнило дно. Это только со стороны кажется, будто ничего сложного здесь нет, надо только досочки заменить. Но на самом деле Станкевич залатать дно сумел только после того, как изучил советы в журнале «Наука и жизнь». Интернета тогда не было, как и возможности подсмотреть у кого-нибудь (в селах к тому времени бондарей почти не осталось).


Когда бочку восстановил, соседи потянулись к Владимиру с просьбами: кто закидывал словечко о ремонте деревянной утвари, а кто хотел новую вещь заказать. Станкевич землякам не отказывал. А вскоре молва о талантливом мастере полетела еще дальше — бондаря позвали на работу в районный Дом ремесел. Так его хобби стало профессией. Чтобы постигнуть все тонкости старинного ремесла, Владимир Станкевич перечитал море пособий, работал в архивах. И сегодня уже сам готов научить бондарному искусству любого желающего. Правда, их не так уж много.

— Ребята приходят, смотрят с интересом. Одни спрашивают: а сколько стоит та или иная вещь? Других смущают трудозатраты, — поделился наблюдениями бондарь. — Но есть и такие, кто хочет научиться что-то делать своими руками.


Владимир Иванович не скрывает: его ремесло требует усидчивости, терпения. И знания математики с геометрией: чтобы та же бочка служила десятилетиями, не протекала, а клепки (изогнутые доски) улеглись без щелей, нужно все очень тщательно рассчитать. Потому с подмастерьями приходилось разучивать и формулы. Но и это еще не все: бондарь должен знать, как выбрать нужное дерево, как его высушить и обработать. На какую утварь какой именно материал годится.

— Самое универсальное дерево — дуб. Из него можно делать бочки для засолки огурцов, помидоров. Липа и клен подходят для бочонков с медом, осина — для квашения капусты. Из ели или липы в старину делали бидоны для молока: они легкие, влаги мало поглощают. Для грибов идеален можжевельник, который дает им особый привкус, что даже приправ при засолке не требуется, только соль. А вот береза для деревянных емкостей не годится вообще: быстро загнивает, — поделился опытом народный мастер.


Благодаря Владимиру Ивановичу местная ребятня знает и значение многих слов, которые ушли в небытие вместе с самими предметами, которые обозначали. К примеру, квашня — емкость, в которой замешивают тесто. Баклага — нечто вроде деревянной бутыли, в которой, к слову, вода даже в жару не нагревается. Или кубел — ящик для хранения сала. С пластиком такую тару никак не сравнишь! И люди начинают это понимать, все чаще возвращаться к хорошо забытому старому. На ярмарках-фестивалях — а без участия знатного бондаря Могилевщины не обходится ни одно из массовых гуляний — у «подворья» Станкевича всегда многолюдно. Нынешнее Купалье в Александрии тоже не исключение. Кстати, сам мастер и на фестах без дела не сидит: без работы, признался, ему всегда скучно.

Сейчас, хоть и на пенсии, по-прежнему регулярно наведывается в родной Дом ремесел, чтобы показать ребятам новые техники и подходы в работе с деревом. Вчерашние участники его кружка уже выросли, теперь записываются их дети. Живая нить дедовского искусства не прерывается, объединяя сразу несколько поколений. Даже если в бондари эти ребята не пойдут, они будут знать, какая была утварь в прошлых веках, как ее делали. А самое главное, чем она хороша и почему аутентичному искусству трудно придумать полноценную замену.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter