Блюдце с голубой каемочкой

О качестве сервиса в ресторанном бизнесе

Поговорим о столовой посуде, имея в виду ее прямое назначение и наполнение. Чем будем потчевать гостей? Тех, например, кто приедет на чемпионат мира по хоккею. А в широком смысле - всех, кого пытаемся в страну привлечь. Чтобы что-то показать, чем-то удивить и, разумеется, накормить. При этом тоже желательно удивить.


Пока особенно нечем. К примеру, уже достаточно давно закрыто кафе "Бульбяная", что вблизи площади Я.Коласа в Минске. Рядом, правда, работает Lido, но гостям из стран Балтии это явно не в диковинку. Или мы хотим удивить итальянцев пиццей, японцев - нашими суши, а британцев - нашим Beatles cafe? Сомнительно. Искушенные гурманы поговаривают: все то, что мы именуем пиццей или суши, в действительности таковым не является. В представлении соответственно итальянцев и японцев. Зато у нас вдруг быстро размножились рестораны восточной кухни с восточными же танцами. Почему и нужно ли нам столько - вопрос отдельный.


Беларуси есть чем удивить иностранных гостей, но сфера питания к числу диковинок явно не относится. Напротив, гости даже из Украины или России часто сетуют на "советское" (иногда говорят резче - "совковое") его качество. Это именно общепит.


Да, в Минске открываются новые точки. Бывает, что старые меняют владельцев и названия. От постоянно живущих у нас иностранцев приходилось слышать, что даже новые рестораны, их кухня и сервис, хороши лишь первые год-полтора. Потом качество обслуживания падает. Цены - наоборот. Почему? Конкуренция слаба. Общепит - та сфера бизнеса, где конкуренция непосредственно (и очень быстро!) сказывается на ценах и качестве.


На днях приятель прислал впечатления из Нью-Йорка: "Решил сделать себе подарок - походить по джаз-клубам. Послушал: музыканты играют в 3 - 4 метрах от тебя. Даже пообщался с "легендами" за смешные деньги. Сначала был Чарли Хейден (контрабас) и его команда в клубе Birdland, на следующий день пошел в Blue Note на Джеймса Картера (сакс). Вход - 20 - 30 долларов. Завсегдатаи говорят, что эти клубы очень дорогие (!). Приличный джаз можно послушать за 3 - 5 долларов и даже бесплатно, только купи бутылку пива. А клубов этих не менее сотни..."


Это только клубов. В Минске всех ресторанов полторы сотни. Во-первых, это мало. В сравнении с любым европейским городом сходной численности населения - очень мало. Во-вторых, в большинстве своем рестораны лишены какой-либо изюминки. Если в меню и есть блюда национальной кухни, то вперемешку: белорусские, восточные, европейские... Когда к нам одновременно нагрянут тысячи едоков из множества стран, мы их не только удивить - даже рассадить одновременно не сможем.


Любопытный и достойный подражания пример я увидел в Астане, столице Казахстана. В отличие от Минска, расположенного на европейском "перекрестке", она лежит в тысячах километров от туристических маршрутов. Но ресторанов "на душу населения" имеет в несколько раз больше. На любой кошелек и вкус, изысканный или неприхотливый.


Но имеет еще и улицу длиной километра полтора, состоящую из одних только ресторанов. Об их разнообразии говорят названия: Korean House, "Багратиони", "Егоркино", Portofino, "Алаша"... Грузинский, итальянский, русский, узбекский - один за другим. Одинаково респектабельные, при этом неповторимые обликом, интерьером, одеянием персонала, содержанием меню, музыкальной программой...


Самое главное: уровень сервиса здесь не упадет никогда, поскольку сильные конкуренты рядом всегда. И новички в ресторанном бизнесе всегда найдут здесь "мастер-класс": не надо ехать в Италию, Китай или Францию. Только приди, закажи - и учись. Здесь я впервые в жизни отведал... картофель, нарезанный до "толщины" спагетти. Очень необычно и вкусно! Конечно, достойные кухня и сервис имеются в ресторанах 5-звездочных отелей Минска. Но туда массовый, небогатый турист не каждый день пойдет. А кормить его надо 3 раза в день, причем вкусно и недорого. Иначе удивится, не поймет.


Я представил на миг примерно такой же уголок где-то в Минске: 20 - 30 участков по 3 - 4 сотки. Каждый продан на аукционе с одним условием: под национальный ресторан. Причем за "итальянские" сотки конкурировали итальянские же инвесторы, за "грузинские" - грузинские и так далее. Думаю, сотню миллионов долларов с гектара вполне можно собрать. И даже успеть застроить участки до хоккейного чемпионата. Инвесторы сами поспешат. И мировое качество сервиса поднесут на том самом блюдечке с голубой каемочкой.


"Понесло! - скажут. - Размечтался!" Но если предположить опять же на миг, что мечта осуществилась, кому от этого будет плохо?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter