Блондинка за рулем

Дорога давно перестала быть мужской территорией, убедилась корреспондент “НГ” — Водить машину тяжело и опасно, — сказала одна моя знакомая, — поэтому я никогда не сяду за руль. — Водить тяжело и опасно, — согласилась с ней другая, — поэтому я никому не доверю руль машины, которая везет моих детей. Среди женщин, как и среди мужчин, есть ведомые и ведущие. Поэтому примерно половина курсантов моей автошколы выходного дня носили юбки, делали маникюр, а в перерывах между занятиями рассказывали друг другу о детях.

После первого же урока преподаватель теории собрал женщин и произнес проникнутую теплотой и сочувствием речь:
— Девочки, я знаю, как вам будет тяжело. Поэтому никогда не унижу вас ни словом, ни разбором ваших ошибок вслух.
Я не выдержала и спросила:
— Мы действительно так безнадежны, что требуем особого отношения?
Преподаватель ответил что-то насчет мужского технического мышления и трудностей с пространственным воображением у женщин. Хотя, на мой взгляд, причину женской “невезучести” стоит поискать в другом. Теорию женская часть нашей группы схватывала на лету и сдавала гораздо успешнее мужской — значит, знаний у дам достаточно и со способностью к обучению все в порядке. Но профессионализм — это знания и умения, помноженные на уверенность в себе. А этого качества женщинам как раз очень не хватает. Откуда ему взяться, если родители ведут девочек не на автодром, а в кружок пения, школа учит их не водить, а готовить и шить? Вдобавок мужчины, не желая делиться своими игрушками, сочинили сотни анекдотов про блондинку за рулем.
— Дорога долгое время была сугубо мужской территорией, — подтвердила мои наблюдения столичный психолог Ольга АНДРЕЕВА. — Зон мужского влияния в мире становится все меньше, поэтому они стремятся ограничить вторжение женщин на “свою” территорию.
Ольга получила права еще школьницей. Чувствует себя за рулем вполне уверенно. По ее мнению, никакого деления на мужской и женский стиль вождения не существует. Но на дороге как нигде четко проявляются личностные особенности водителей, их культурный уровень и особенности воспитания. Опытный взгляд психолога безошибочно видит грубияна и агрессора, неуверенного водителя и того, кто — вероятно, из-за своих психологических проблем — претендует на особые права. Претензии чаще всего наблюдаются у владельцев очень дорогих иномарок и женщин с “туфелькой” на капоте. Они почему-то склонны считать, что правила правилами, но все равно другие водители должны уступать.

Начиная обучение, женщине стоит расстаться с ожиданием, что муж в свободное от работы время будет терпеливо и нежно учить ее мастерству на семейной машине.
Скорее всего, ей предстоит с горечью убедиться, что супруг любит машину гораздо больше, чем жену. Поэтому каждое неверное движение сидящей за рулем женщины вызывает у него тяжелую и продолжительную эмоциональную реакцию.
Если вы не хотите ежедневно знать, что это из-за вас летит сцепление, глохнет двигатель и теряются документы, ищите хорошего инструктора.
“Хороший” инструктор — понятие неоднозначное. Делясь впечатлениями после первых уроков вождения, наши курсантки дотошно выясняли друг у друга: “А ваш кричит?” Самый большой ужас для привыкших быть послушными и правильными девочек — услышать в свой адрес грубые или обидные слова. Поэтому инструктор, который молча ждет, пока ты дрожащими руками заведешь заглохшую на перекрестке машину — “хороший” по определению.
— Мой инструктор называл меня принцессой, говорил комплименты и уверял, что вожу лучше всех, — возразила Ирина, с которой мы пересдавали практический экзамен. Она пришла на площадку ГАИ в третий раз, поэтому инструкторам больше не верит.
Пока мы с ней ждали своей очереди, наблюдая за виражами других испытуемых, портрет идеального инструктора вырисовался сам собой. Он не хам, но и не льстец, не болтун, но и не молчун. На первых порах он должен быть олицетворением внутреннего голоса курсантки, подробно объясняя ей, куда надо смотреть и о чем думать каждую минуту на дороге. В конце обучения инструктор имеет право громко выражать свои эмоции по поводу вашего стиля вождения, но беззлобно и по делу. Под занавес он попросит своего коллегу исполнить роль сурового экзаменатора и проведет генеральную репетицию экзамена.
В ГАИ, кстати, экзаменаторы не суровые, а на редкость корректные и доброжелательные. Но сдавать экзамены все равно страшно.

Иногда женщинам везет сразу попасть в хорошую школу и к талантливому инструктору. Судя по общегородскому показателю неудовлетворительной сдачи экзаменов, который превышает 50 процентов, везет не всем. Особо “стойким” приходится брать дополнительные уроки.
Инструкторы-индивидуалы работают только с теми, кто уже имеет права: лицензий на подготовку водителей им не выдают. Поэтому личного тренера, который даст несколько уроков и не откажется пригнать машину для сдачи экзамена, можно найти только в автошколе. Всех классных инструкторов в лицо и по имени знают экзаменаторы из ГАИ. Если затрудняетесь в поисках, спросите у них совета.
Цена полуторачасового урока на машине инструктора — от 10 до 15 долларов.
Станете ли вы водителем, получив вожделенные права?
По статистике, примерно 50 процентов выпускников автошкол попадают в ДТП в течение первого года за рулем. Только в Минске за год выдается до 40 тысяч водительских удостоверений, свыше 25 тысяч новичков сразу же садятся за руль. Сегодня в столице один автомобиль приходится на 5—6 человек. По прогнозам, к 2010 году автомобиль будет у каждого второго минчанина.
Но это уже совсем другая история...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter