Блеск и нищета сельских дорог

Отсутствие почти в 12 тысячах населенных пунктов Беларуси дорог с твердым покрытием сдерживает развитие сельских регионовВесной 2006 года постановлением Совета Министров была утверждена Программа «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы. Документ блестящий, а вот реализация его в части сельских дорог за два года, скажем так, очень незначительная.

У города и села — одна дорога
 Начнем с уточнения. Любой специалист скажет, что профессионального понятия сельские дороги не существует. Есть международные транспортные коридоры (о них сегодня речь не идет) и дороги общего пользования, которые в свою очередь делятся на республиканские и местные. По составу покрытия дороги подразделяются на асфальтобетонные, гравийные и грунтовые. Но мне, сельскому жителю Ивановки, Рудни, Кротовки или любой другой белорусской деревеньки, куда нет даже нормальной грунтовой (не говоря уже о щебенке или асфальте) дороги, не легко и не жарко от этих уточнений. Мне необходимо из своей любимой деревушки без проблем добраться в райцентр и дальше, вызвать при необходимости “скорую помощь”. Но в осеннюю или весеннюю распутицу, по зимним сугробам ни от нас, ни к нам — ни пройти, ни проехать. А ведь на дворе, давайте не забывать, уже XXI век. Время изменило не только горожан, но и сельчан. Теперь они многое имеют, как в городе: сотовую связь, Интернет...

А вот дороги по-прежнему разнятся. Государство дает преференции развитию бизнеса в малых городах и селах. Но если к ним не пролягут надежные дороги, жизнь экономическая там бурлить не будет. Таковы уж рыночные законы. Продукцию вывозить надо быстро, как и товары ввозить. Та же Америка, например, в 30-е годы XX века во многом благодаря дорогам смогла вырваться из цепких объятий экономической депрессии.
Программный документ: первые результаты
Весной 2006 года постановлением Совета Министров была утверждена Программа “Дороги Беларуси” на 2006—2015 годы, в которой среди прочего большое внимание уделялось развитию дорог именно в сельской местности. Прошло два года. Радоваться или огорчаться первым результатам сельским жителям? Оказалось, поводов для огорчения гораздо больше. Судите сами: по Программе в 2006—2007 годах должно быть введено 511 километров местных (в подавляющем большинстве сельских) дорог, факт же составил всего 162 километра. По республиканским дорогам стопроцентное выполнение показателей: и план и факт — 112 км. Та же картина и по капитальному ремонту, при котором восстанавливается и увеличивается несущая способность дорожных “одежд”, доводятся до нормативных требований показатели ровности, сцепления, уклонов, ширины проезжей части. Так вот, капремонт местных дорог составил всего 432 километра (по программе — 750 км). Зато на республиканских дорогах почти стопроцентное выполнение — 953 км (по программе — 1003 км). Комментарии, как говорится излишни.
“Как же так, — предвижу возражения скептика, — у нас есть Программа развития села, где акцентировано внимание на дорожной сети”. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что в Беларуси сегодня к 11,7 тысячи  населенных пунктов нет дорог с полностью твердым покрытием. Вот и попробуйте объяснить сельчанам, почему они должны и в XXI веке жить в грязи. Опять предвижу возражения — но зато есть обустроенные грунтовые дороги. Но так может сказать только тот, кто никогда не жил в деревне. Иначе бы он  знал, что иные грунтовки в дождливую погоду могут превратиться в непроездные болота. И что мне, жителю Ивановки, Рудни, Кротовки или другого не полностью транспортно доступного пункта, что в полукилометре от моего села проходит республиканская дорога или международный транспортный коридор. Мне-то к ним по бездорожью не проехать. Но зато я был бы премного благодарен, если эти несколько сот метров наконец-то уложили хотя бы гравием. И это реально. Но только в том случае, если в практической реализации Программы “Дороги Беларуси” сельским стезям будет уделено первостепенное внимание. То есть должны начать обустраиваться дороги твердым покрытием именно к этим 11,7 тысячи сельским населенным пунктам. Ведь речь идет ни много ни мало о будущем развитии деревни.
Улица родная,  заасфальтированная
Как сообщил начальник отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор”  Владимир Мардилович, за три года реализации Государственной программы возрождения и развития села к 660 агрогородкам построены надежные дороги с твердым покрытием. Агрогородки в свою очередь соединены такими же надежными дорогами с тяготеющими к ним населенными сельскими пунктами. Таким образом, во все времена года от таких “счастливых” деревенек обеспечен проезд к агрогородкам, затем к райцентрам и далее. Но пока этих лучей сельских дорог слишком мало. Поэтому как выход из ситуации — надо создавать в сельской местности, в первую очередь в агрогородках, производственные автодорожные подразделения. Это позволит не по остаточному принципу начать обустройство надежных дорог к сельским населенным пунктам. Эти новые дорожные подразделения должны конечно же получить новую технику и финансирование не по остаточному принципу.
“Возможно, областным сельхозуправлениям и местным властям иной раз стоит хорошо подумать, куда в первую очередь направлять деньги: на благоустройство мехдвора или деревенской улицы, — говорит заместитель начальника отдела развития дорожной сети “Белавтодора” Александр Чернышевич. — В минувшем году в рамках Государственной программы возрождения и развития села заасфальтировано 400 километров улиц”. Много это или мало? Все познается в сравнении. В Беларуси, как известно, около 24 тысяч сельских населенных пунктов. И второстепенные улицы, переулки, проезды имеют протяженность 27 тысяч километров. Так что во многих белорусских деревнях нет улиц с твердым покрытием. Поэтому надо бы официально закрепить следующее положение: лишь та белорусская деревня считается транспортно доступной, где твердое покрытие есть на всех улицах населенного пункта, а не только на центральной. По имеющейся информации, в настоящее время некоторые облисполкомы инициируют включение в сеть местных дорог и передачу на баланс облдорстроев улиц сельских населенных пунктов. Конечно, подобное предложение не нравится ни облдорстроям, ни “Белавтодору”. Что и понятно. Уже сегодня в Минской области одно ДРСУ облдорстроя обслуживает 700—900 км, а некоторые — свыше 1000 км местных дорог. Примут улицы — и эта протяженность увеличится на 250—300 км.
— Постановлением Совмина от 3 декабря 2007 года № 1656 определен порядок строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта улиц населенных пунктов, за исключением улиц населенных пунктов, являющихся частью автомобильных дорог общего пользования, — говорит начальник отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор”  Владимир Мардилович. — Органом государственного управления в этой части является Министерство жилищно-коммунального хозяйства, на которое возложены функции научно-технической политики по вопросам строительства, реконструкции и содержания улиц населенных пунктов, разработки и утверждения нормативно-правовых актов по содержанию и эксплуатации улиц, оценки эксплуатационного состояния улиц и.т.д. Учитывая сложившуюся ситуацию, следует обеспечить передачу на баланс жилищно-коммунальных организаций областей улиц сельских населенных пунктов, которые по Закону “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности” не относятся к дорогам общего пользования. Было бы справедливо предусматривать в бюджетах областей, районов, сельсоветов финансовые средства на содержание улиц в сельских населенных пунктах, не относящихся к дорогам общего пользования. Одновременно следовало бы решить вопрос, связанный с финансированием содержания улиц населенных пунктов в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, проект которого в настоящее время разрабатывается.
Какому ведомству будет доверено навести дорожный порядок на второстепенных деревенских улицах, мне, жителю деревни без дороги, по большому счету, все равно. Но думается, что создание дорожных предприятий в агрогородках все же позволит решить проблему транспортного благоустройства деревенских улиц.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter