В течение пяти лет после регистрации предпринимателям не должны докучать с проверками

Бизнесу включают зеленый

Устранить опасения при открытии собственного дела, уменьшить число проверок и штрафов, простимулировать деловую инициативу и максимально сократить долю «серого» предпринимательства — это лишь малая часть задач, которые могут быть решены в ближайшее время. В стране готовится проект указа, который может заметно облегчить жизнь тем, кто собирается открыть бизнес.


Сергей НОВИЦКИЙ предположил, что будут определены бизнес-модели: например, для кафе — 30 посадочных мест, для парикмахерской — 6.
То есть на уровне бизнеса будут определены минимальные требования как к открытию, так и к получению разрешительных документов для начала его ведени.
Фото blog.favoroute.com

Несмотря на высокий статус документа, анонс о его появлении прозвучал снизу – из уст представителей бизнес-объединений. Заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства Сергей Новицкий уверен: уже в конце первого квартала у наших предпринимателей «начнется другая жизнь».

Пересмотреть подходы в отношении проверок малого и среднего бизнеса на прошлой неделе потребовал Президент. По его инициативе была создана рабочая группа, которая должна усовершенствовать подобную деятельность и устранить излишние требования к предприятиям. В ее составе – известные бизнесмены и экономические эксперты.

— Нам хватит увлекаться тотальным контролем, давно пора пересмотреть подходы к самой его сути. Основной акцент — на конечный результат, а не на проверку ради нее самой. Работает предприятие, платит налоги, нет жалоб — не надо дергать людей, дайте им возможность заниматься делом, — пояснил тогда Александр Лукашенко.

Ставя цель усовершенствовать контрольную деятельность и исключить излишние требования к бизнесу, Александр Лукашенко заметил: такая необходимость идет «от жизни». 

Эксперты признают: задача сложная. Но именно от ее решения будет зависеть, как станет дальше развиваться конкуренция не только среди частных структур, но и среди предприятий госсектора. Ожидается, до конца первого квартала будет разработан новый нормативный акт, который определит упрощенные правила открытия и ведения бизнеса. 

Мы обратились к Сергею Новицкому за более подробными комментариями. 

— Эффект от упрощения правил получат и действующие виды бизнеса, и те, кто только думает открывать свое дело. Самая главная задача — чтобы вновь образованные компании не боялись развиваться, чтобы не было страха перед количеством процедур. Ведь те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели, одних совсем отворачивают от бизнеса, а некоторых толкают на нелегальную деятельность. Поэтому мы должны предоставить такие условия, чтобы официальная работа была гораздо выгоднее теневого бизнеса. 

По словам Сергея Новицкого, количество проверок для бизнеса необходимо сокращать, а также устранять дублирование функций между разными ведомствами и структурами. Ожидается, что на уровне бизнеса будут определены минимальные требования как к открытию, так и к получению разрешительных документов для старта. 

Пока речь идет о том, чтобы в течение пяти лет после регистрации предпринимателям не докучали с контролем и проверками. Кроме того, эксперты полагают, что за нарушения, которые не принесли вреда государству или потребителям, нужно не наказывать, а использовать предупреждение. 

Сергей НОВИЦКИЙ.

Владимир Карягин, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП), убежден: снижение проверок и ослабление контроля на первых порах снизит барьеры опасения у начинающих бизнесменов. Но при этом он призывает смотреть на задачи, поставленные Президентом, шире:

— Тема, о которой говорил Александр Лукашенко, не сводится только к упрощению контрольно-надзорной деятельности. Эти вопросы можно было бы решить, внеся поправки в Указ № 510. Сейчас речь идет о коренной переработке законодательства. Это позволит убрать все лишнее в административных процедурах (а их сегодня более 250), упростит предпринимателю ведение работы, когда он станет в центре внимания, оптимизирует работу общественно-консультативных советов. Последние, кстати, хорошо работают в Минске, но неудовлетворительно — в областях, а в районах их вообще нет. Приведу такой пример: мне звонили предприниматели из Бобруйска, которые хотят запустить объект по альтернативной энергетике. Они не смогли попасть на прием ни в область, ни в профильное министерство. Ну это же не дело!

Предприниматели признают: проблем сегодня действительно много. Для их решения необходимо тщательно пересмотреть около 2 тысяч документов, которые определяют хозяйственную деятельность. Сегодня в них много избыточных и противоречивых пунктов, а требования  нужно упростить максимально.

konoga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter