Бизнес – малый, а дела какие?

На рубеже тысячелетия весьма популярной была фраза: «Бизнес малый – дела большие».

На рубеже тысячелетия весьма популярной была фраза: «Бизнес малый – дела большие». Частенько это ставшее крылатым выражение выносилось в заглавие публикаций о секторе экономики, который, как тогда виделось, ждало большое будущее. Признаюсь, что и автор этих строк лет десять назад использовал сей трюизм для заголовка одной из своих статей. Так каковы дела у российского малого бизнеса сейчас и какой бизнес открыть, бизнес идеи ?

«Вступившие в силу с 1 января 2013 года меры тарифной политики, двукратно повышающие базу для начисления фиксированного платежа… привели к сокращению за период с декабря 2012 года по февраль 2013 года числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 293 тысячи 421 человека», – заявила директор департамента Наталья Ларионова. По ее словам, эта цифра составляет 7 % от всех зарегистрированных ИП в России.

С 1 января страховые взносы для ИП увеличились почти в два раза: теперь они составляют два годовых МРОТ, что примерно равняется сумме 36 тысяч рублей. Ранее сумма была равна одному годовому МРОТ, то есть 17 тысячам рублей.

В конце февраля министр экономического развития РФ Андрей Белоусов уже говорил о существенном сокращении числа ИП, но тогда называемая им сумма равнялась 200 тысячам. Получается, что за полмесяца, по уточненным данным Минэкономразвития, она выросла почти в 1,5 раза.

Вместе с тем Ларионова сообщила, что в настоящее время Минэкономразвития совместно с Минтрудом и Минфином прорабатывают новые подходы к расчету размера страховых взносов индивидуальных предпринимателей. Речь идет, в частности, об увязке тарифа взносов с объемом пенсионных прав самозанятых граждан. Предложения, связанные с созданием гибких механизмов начисления взносов, Минтруда России планирует согласовать с финансовым блоком и внести в правительство до 1 апреля 2013 года.

Глава Минэкономразвития считает ошибочным решение правительства о повышении взносов и в конце февраля предложил отменить принятые нормы. За понижение взносов также выступили общественная организация «ОПОРА России», Общероссийский народный фронт, а также бизнес-омбудсмен Борис Титов.

– У нас сложилась такая ситуация, при которой индивидуальные предприниматели перестают существовать. Есть угроза исчезновения целой социальной страты, – убежден президент «Деловой России» Александр Галушка.

Ввести мораторий на величину страховых взносов для ИП предлагает президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов. По его мнению, необходимо разработать комплексную программу по поддержке малого и микропредпринимательства. «Должна быть стабильность, нужно на 10–15 лет заморозить изменения в фискальной политике».

России грозит появление «новых бедных», прогнозирует глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. И станут ими индивидуальные предприниматели, которые закрывают свой бизнес из-за невозможности платить повышенные в этом году социальные взносы.

«По разным оценкам, десятки и сотни тысяч человек уже уходят реально из производственного процесса, они окажутся обузой для бюджета, перейдут на социальное иждивение, станут получать пособия, будут регистрироваться на бирже. Их семьи не смогут себе обеспечить достойный уровень жизни, появятся «новые бедные». По данным Минэкономразвития, с начала года свой бизнес бросили 300 тысяч индивидуалов. Для малого бизнеса повышение страховых взносов стало убийственным процессом», – говорит Шохин.

Поразмышляем над полученной информацией. Увеличение страховых взносов, если разбить их на каждый месяц, составляет 1580 рублей. Вроде бы немного, однако следует отметить, что платеж идет единой суммой в декабре, поэтому 36 тысяч вместо 17 выглядят более существенно. Сам собой напрашивается вопрос: неужели финансовое положение российских ИП настолько плачевно, что лишний платеж в полторы тысячи рублей в месяц приводит к закрытию бизнеса?

Есть мнение, что после повышения страховых взносов закрываются «спящие» предприятия или предприятия-однодневки, однако это не так. Александр Галушка утверждает, что «это закрылся реальный бизнес» – 50 % закрывшихся предприятий работало в сфере услуг, треть занималась торговлей, 7 % – производством.

И еще что получается – Минэкономразвития считает решение правительства об увеличении страховых взносов ошибочным. Минтруда и Минфин по логике вещей придерживаются такого же мнения, если совместно с вышеупомянутым министерством прорабатывают новые подходы к расчету размеров страховых выплат. Все три наиболее мощные и авторитетные  предпринимательские общественные организации (РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России») устами своих лидеров плюс бизнес-омбудсмен Борис Титов выступают против решения правительства. А ведь руководители России неоднократно заявляли, что законы, распоряжения и прочие решения в отношении малого бизнеса должны приниматься с учетом мнения общественных организаций и при их самом тесном участии в разработке этих документов. Тогда кто же разработал сей документ и настоял на его принятии? Поневоле вспоминаешь гоголевского городничего, который, правда, знал виноватого: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»

Уже сейчас называются миллиардные суммы, недополученные бюджетом и Пенсионным фондом в результате снятия «индивидуалов» с учета.

Не надо к гадалке ходить, чтобы прийти к заключению, что тысячи оставшихся индивидуальных предпринимателей уйдут полностью или частично в тень. Точно так же, как сделали их «старшие» коллеги по бизнесу – юрлица – после прошлогоднего повышения страховых взносов для этой категории предпринимателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter