Легко ли несовершеннолетнему найти работу

Бизнес детского размера

В обществе бытует мнение, что многие дети инфантильны. Однако среди них есть немало и тех, кто хочет зарабатывать сам. С чем они сталкиваются при трудоустройстве?

pixabay.com
Пошли в отказ

Сперва решила провести журналистский эксперимент: сумею ли найти работу, если представлюсь несовершеннолетней.

— Алло, — звучит в трубке мягкий женский голос.

— Здравствуйте, я звоню по поводу вакансии гардеробщика.

— Да-да. Мы ищем сотрудника на эту вакансию. Вы с требованиями ознакомились?

— Да, только один момент: у вас не указан возраст.

— А сколько вам лет?

— Пятнадцать.

— Пятнадцать? — секундное замешательство и хлесткое решение: — А мы таких юных не берем. С 18 только.

Первая попытка не увенчалась успехом. Попробую еще раз, но упомяну, что по закону несовершеннолетний с 14—16 лет имеет право работать гардеробщиком. Нашла еще одну вакансию. В описании сказано, что в молодой коллектив ресторана требуется работник гардероба. Набираю номер. Долгие гудки… и, наконец, трубку поднимают и молчат.

— Здравствуйте, — протяжно здороваюсь, чтобы понять, есть ли на том конце говорящий.

— Здравствуйте, говорите, — сказал как отрезал голос с металлическими нотками.

— Вы вакансию гардеробщика выкладывали, я звоню по поводу нее. Хочу к вам устроиться на работу.

— Какое у вас образование, где проживаете и сколько вам лет?

— Я еще учусь.

— Очно или заочно?

— Нет, вы не поняли, я учусь в школе.

— В смысле «в школе»? Вы несовершеннолетняя, получается?

— Получается, да.

— А чего вы тогда звоните? Сразу нет.

— Но подождите, я имею право работать на этой должности по закону...

В ответ лишь гудки. Потом на глаза попалось объявление от клининговой компании.

— Здравствуйте. Звоню по поводу вакансии клинера. Скажите, вы берете на работу несовершеннолетних?

— К сожалению, нет. Только с 18.

Нужен еще некоей организации фотограф на детские праздники. Почему бы не подработать?! Звоню. Но собеседник, услышав, что звонит несовершеннолетняя, тут же бросил:

— Сами еще от детства недалеко ушли, а уже работать спешите. Успеется.

Глянув в свою телефонную книгу, я ужаснулась: одиннадцать номеров, где мне отказали. Если бы сейчас был летний сезон, пошла бы собирать и сдавать голубику или клубнику. В детстве так делали с братом. За сезон неплохо зарабатывали. Но мы жили в деревне, имели такую возможность. А что делать горожанам?

Тысяча штук — девять рублей

Мария Гришалевич вместе с подругой искала работу несколько месяцев. «Мы не можем вас принять, вы несовершеннолетние», — именно этот ответ звучал чаще всего в телефонной трубке. В тот момент обеим было по 15 лет. Сейчас девочкам уже по 16. Недавно их взяли раздавать листовки и расклеивать объявления.

— Директор фирмы по телефону спросил, сколько нам лет, затем пригласил на собеседование. Нам рассказали про наши обязанности, озвучили зарплату и поинтересовались, знают ли родители, что мы хотим работать. Мы ответили «да». После этого с нами заключили контракт на два месяца, — рассказывает Мария. — До сих пор кажется странным, что в 15 нас не брали раздавать листовки, а в 16 взяли. Всего лишь год разницы.

С Марией я встретилась после обеда. Она учится сейчас на первом курсе колледжа бизнеса и права. Учеба занимает большую часть дня. На работе дают 15 заказов в месяц. На выполнение одного уходит три часа. График свободный: можно работать, когда есть возможность. Оплата зависит от количества развешенных объявлений и розданных листовок: тысяча штук — девять рублей.

— День расписан по минутам, — говорит девушка. — Но я стараюсь все успевать. Работа учит меня быть более собранной и правильно планировать свое время. Родителям легче. Все-таки я сама себя частично обеспечиваю. К тому же теперь я понимаю, какой он, рубль заработанный.

Чего опасаются руководители?

— По закону наниматель должен был взять девочек на работу и в 15 лет, так как раздача листовок относится к легкому виду деятельности (постановление Министерства труда и социальной защиты № 144 от 15 октября 2010 года). Здесь стоит вопрос незнания со стороны работодателя закона либо страх нанимать подростков до 16 лет. По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Вместе с тем с лицом, достигшим 14 лет, трудовой договор также может быть заключен. Для этого понадобится письменное согласие одного из родителей, — говорит председатель методического совета Минской городской коллегии адвокатов Евгения Потапова.

Наниматель должен соблюдать перечень правил, если берет на работу несовершеннолетнего. Этот перечень и отталкивает большинство руководителей предприятий.

— В частности, все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после предварительного медосмотра. При несоблюдении данного требования нанимателю грозит административное взыскание в виде штрафа в размере от 8 до 45 базовых величин, — отмечает юрист.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Людмила Кананович говорит, что сегодня в нашей стране в целом создана эффективная законодательная база в области трудовых отношений:

— Только в 2019 году были внесены дополнения, изменения, корректировки в Трудовой кодекс, Закон об охране труда и другие. Поэтому здесь актуален вопрос практики применения на местах. А это, в свою очередь, профессионализм работодателя, его компетенция, а главное — добросовестность. Не секрет, что наниматели неохотно принимают на работу несовершеннолетних. Своего рода страхуются. Конечно, взять подростка — это в первую очередь создать едва ли не идеальные условия труда, обеспечить стопроцентную охрану труда, режим работы и т. д. Я знаю, что есть случаи, когда несовершеннолетние девочки занимаются маникюром, визажом — это использование материалов с химическими составляющими, оказание качественных услуг с учетом санитарно-эпидемиологического режима. А если услуга оказана некачественно, кто будет нести за это ответственность?

Любой начальник при приеме на работу руководствуется законодательством и предъявляет к потенциальному сотруднику некий перечень требований, отмечает специалист в области кадрового менеджмента Ольга Тропина:

— Порой работодатели отказывают несовершеннолетним по причине страхов и неуверенности в такой категории сотрудников, так как степень ответственности за несовершеннолетнего гораздо выше, чем за взрослого сотрудника. И еще есть однозначно важный критерий отказов — график работы. Молодой человек или девушка до 18 лет может работать только во внеурочное время, так как для них приоритетом является учеба.

Эмансипация в деле

Что делать тем, кому еще нет 18, но уже есть мысли открыть ИП. Ждать совершеннолетия? Тимофей Голянтов так не думает. Говоря о своем бизнесе, он коротко объяснил, что это связано с логистикой:

— О том, что в Беларуси можно стать предпринимателем уже в 16 лет, я узнал на минских бизнес-курсах для подростков и решил не терять времени. Сама регистрация заняла шесть дней. Некоторые взрослые не всегда общались на равных со мной. Проблема в том, что работники, с которыми мне пришлось сталкиваться, знали о несовершеннолетних предпринимателях намного меньше, чем я. Например, одна сотрудница в крупной структуре сперва очень плохо отнеслась к тому, что я захотел пойти в бизнес. Но она изменила свое мнение после разговора с родителями, и все было хорошо.

По данным Министерства юстиции, количество зарегистрированных в прошлом году несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей составило 22 человека. По состоянию на 1 февраля этого года — 27 человек.

Сергей Гурьев, кандидат юридических наук, по этому поводу говорит вот что:

— В законодательстве не указан возраст, с которого гражданин вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В научной литературе встречаются мнения о наличии такой возможности с 14 лет. Но на практике у лиц, не достигших 16-летнего возраста, такое заявление могут и не принять.

Ольга Тропина убеждена, что 14—16 лет — это возраст, когда детям кажется, что зарабатывать деньги не сложнее, чем сидеть на уроке:

— После того как подростки сталкиваются с рутиной и нехваткой терпения, знаний, финансовой грамотности и тайминга (планирование времени), начинаются разочарования. Поэтому решение об открытии бизнеса нужно принимать очень осторожно как детям, так и их родителям (официальным представителям).

Больше всего несовершеннолетних ипэшников в сфере ИT — более трети. Далее — деятельность по созданию рекламы и сдача внаем собственного имущества. Например, 17-летний Степан Новосельский специализируется на разработке сайтов.

В сфере рекламы открыл ИП Вадим Райдюк. Только вот дело у него не пошло:

— Я планировал заниматься размещением рекламы на пилларсах. По своей глупости закупил пару конструкций, изначально не проверив спрос. Мне казалось это направление прибыльным и перспективным. Но, увы. Сейчас открыл онлайн-магазин. Буду развивать его.

Также подростки занимаются услугами в области образования, организацией конференций и выставок. Реже можно встретить несовершеннолетних предпринимателей в сфере розничной торговли, монтажа и установки оборудования.

— Когда ты предприниматель, заказчики думают, что тебе как минимум 18 лет. Это помогает быть наравне со взрослыми. К тому же отличный способ показать, что ты самостоятельный и способен на многое, — говорит Тимофей Голянтов.

Чтобы открыть счет, ему пришлось месяц обивать пороги банков.

— Да, у меня брали документы, сильно удивлялись возрасту, потом звонили в юридический отдел и говорили, что только с эмансипацией, то есть полной дееспособностью, я могу открыть счет. На тот момент я еще не получил ее, — говорит парень. — Но мне повезло, и в одном отделении мне открыли счет.

— Что касается несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью, то в банковской практике отсутствует единообразие подходов в отношении открытия таким лицам различных видов банковских счетов, — подчеркивает Сергей Гурьев. — Поскольку открытие банковских счетов законодательством прямо не отнесено к сделкам, совершаемым несовершеннолетними самостоятельно, банк в такой ситуации может дополнительно потребовать согласие родителей, усыновителей или попечителя.

Когда становятся взрослыми

В семье Ольги Тропиной трое подростков. Двое из них (14 и 15 лет) планируют летом попробовать свои силы — сейчас родители вместе с детьми разрабатывают бизнес-план для семейного дела:

— Мы хотим создать семейный бизнес с минимальными входными условиями именно для того, чтобы показать детям весь цикл планирования, создания, внедрения, маркетинга, налогообложения и результата во взрослом деле. Что из этого получится, пока говорить сложно, но первую цель — дать возможность пощупать этот взрослый мир бизнеса — мы постараемся достичь.

Людмила Кананович считает необходимым преподавание азов бизнеса в системе образования:

— Кое-где это уже делается на факультативных занятиях в 5—9-х классах. В дальнейшем хотелось бы, чтобы такая дисциплина стала обязательной на старшей ступени образования. Это позволит нашим выпускникам школ на более раннем уровне определиться с будущей профессией и приобрести первичные базовые навыки ведения малого и среднего бизнеса. Но все нужно делать грамотно, потому что у школьников итак нагрузка большая.

Психолог Янина Коновко говорит, что есть дети, у которых высокий уровень сознательности. Такие ребята стремятся к независимости, в том числе и финансовой. Видела в подъезде объявление: «Девочки 11—12 лет выгуляют вашу собаку. Одну — три рубля. Две — шесть рублей».

В 15 лет Мария Кирдун, выгуливая собак, заработала первую тысячу рублей. Девочка раскрутила свой аккаунт в инстаграм, сделала себя узнаваемым догситтером, и сейчас люди сами находят ее:

— Я окончила курсы инструкторов-дрессировщиков, поэтому плюс к прогулке еще занимаюсь с собакой, так как мне удобнее работать с псом, который меня слушает, и мои клиенты это знают. В социальных сетях дети порой пишут: «Погуляю с вашей собакой. Люблю животных». Они думают, что погулять с собачкой — это прикольно. Порой им и в голову не приходит, что если собака сбежит или нападет на прохожего, то это принесет много проблем. К любой работе надо относиться серьезно.

МНЕНИЕ

Олег Дикун, второй секретарь ЦК ОО «БРСМ»:

— Республиканский штаб студенческих отрядов ведет постоянную работу по организации занятости, с зимы начинается поиск рабочих мест, обучение командиров и комиссаров. Несовершеннолетние также могут работать в отрядах. Во-первых, они с раннего возраста учатся трудиться в команде, помогать друг другу. Во-вторых, БРСМ предоставляет возможность полезной занятости. Мы не выделяем отдельные отряды для несовершеннолетних, чтобы работали и делили ответственность наравне со взрослыми ребятами. Обычно они находят себя в трех сферах: сельскохозяйственной, сервисной и производственной.

ДЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

— Очень похвально, что некоторые дети задумываются о самостоятельной работе. Поэтому рекомендую просто понимать, что вы вступаете во взрослый мир отношений «наниматель и работник» и здесь правила игры могут быть взрослые. Да, не с первого и не с пятого обращения или звонка может получиться найти что-то для себя, но у взрослых так же,
 — говорит Ольга Тропина. — Главное, не останавливаться, воспринимать это как первые уроки достижения цели. Нужно искать иные варианты, практиковаться в разговорах, самопрезентации. Можно приготовить себе small-speech на 30 секунд, которая убеждала бы потенциального нанимателя вас взять. Более того, не следует забывать о возможности самозанятости. А если есть действительно яркая идея или стартап, то вариант с открытием ИП вполне реален.

МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ПРЕДПИСАНО ПОВЫШАТЬ

— В США возраст заключения трудового договора устанавливается Законом «О справедливых условиях труда» от 1938 года (с изменениями и дополнениями) и составляет 16 лет (при продолжении обучения в средней школе). Однако существуют и исключения из общего правила в сторону снижения возраста вступления в трудовые отношения — 15, 14, 13 лет (в свободное от учебы время), — говорит Борис Синьков, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин МИТСО. — В Республике Беларусь по общему правилу возраст заключения трудового договора составляет 16 лет, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Согласно Конвенции МОТ о минимальном возрасте № 138, дополняемой Рекомендацией № 146, минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. В названных документах также указано, что член МОТ обязуется проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст для приема на работу.

Таким образом, руководствуясь нормами международного права, говорить о снижении возраста для заключения трудового договора с несовершеннолетними не стоит до 13 лет. Однако можно рассмотреть опыт законодательства Российской Федерации, где с согласия одного из родителей (опекуна), разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию: в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Законодательство Германии разрешает работникам в возрасте от 13 до 15 лет выполнять лишь разноску газет, журналов, рекламных газет и листовок, работу в частном и фермерском хозяйстве.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter