Битва за «макушку» Земли

24 июля Россия начала самую крупную в истории экспедицию на Северный полюс. А уже 2 августа подводные аппараты «Мир», опустившись на дно Ледовитого океана на глубину свыше 4 километров в географической точке Северного полюса, установили там российский флаг...

24 июля Россия начала самую крупную в истории экспедицию на Северный полюс. А уже 2 августа подводные аппараты «Мир», опустившись на дно Ледовитого океана на глубину свыше 4 километров в географической точке Северного полюса, установили там российский флаг. На Западе эту экспедицию расценили не просто как стремление России «застолбить» богатейшую углеводородами территорию Арктики, но и как начало новой «холодной войны». Многие газеты так и отметили: «В противостоянии России и Запада открыт новый арктический фронт». Но каким же он был этот фронт раньше? 

Впослевоенном противостоянии об арктических богатствах Северного Ледовитого океана и Северного полюса думали еще мало. Но учитывалась их стратегическое значение. 

Еще в 30-х годах Валерий Чкалов доказал, что кратчайший путь к США — через Северный полюс. А с организацией в 1949 году военно-политического блока НАТО именно США и стали главным противником СССР. 

В 1950 году главком ВВС Константин Вершинин решил оборудовать в этом суровом крае аэродром подскока для бомбардировщиков. Первоначально намечали высадить на полюс парашютный десант, который бы подготовил аэродромную полосу для самолетов. Но затем было принято решение весь груз и военный десант разместить на тяжелых буксируемых планерах Ц-25, которые в годы войны обслуживали белорусских партизан. 

Отбор в десант проводился с особой тщательностью. В него брали только офицеров. Все участники дали расписку, что в течение 50 лет будут хранить тайну этой операции. 

В марте 1950 года с аэродрома под Тулой взлетели два самолета с огромными планерами. Достигнув Красноярска, авиагруппа повернула на остров Тикси, аэродром которого располагался на льду океана. В Тикси самолеты загрузили бочками с бензином и соляркой, оленьими шкурами и продовольствием на три месяца, в планеры поместили ездовых собак, нарты и каюров. И вскоре самолеты снова поднялись в воздух. Но если Илы-буксировщики обогревались специальными печками, то в планерах температура упала до минус 50 градусов. Там печек не было. При этой температуре лучше всего себя чувствовали собаки. Пилоты и десантники замерзали до костей. Ноги их стыли даже в унтах. 

Не теплее оказалось и на Северном полюсе. После приледнения самолетов и планеров, с которых предварительно выпрыгнули десантники, люди начали ставить палатки. На них набросили оленьи шкуры, загудели газовые плиты. Но продукты смерзлись так, что колбасу, хлеб, масло в первое время приходилось просто грызть. 

А уже на следующий день началось торошение льда. От гигантского сжатия он буквально взрывался. Гигантская трещина пришлась как раз на то место, где стоял один из самолетов. Прежде чем шокированные офицеры успели что-то предпринять, самолет сполз в образовавшуюся пучину. Взлетная полоса сократилась вдвое. 

Вскоре подоспел приказ возвращаться домой. Уже за Дудинкой авиасцепка попала в густое облако. На крыльях и фюзеляже, на стеклах кабин начал наслаиваться лед. Планер, конечно же, не имел никаких антиобледенительных устройств, и катастрофически стал терять высоту. И тогда командир его, Алексей Фролов, пока второй пилот через форточку скребком счищал наледь со стекол кабины, вопреки всем правилам выровнял свой планер так, чтобы попасть в турбулентную зону от винтов буксирующего его Ила. Планер затрясло и не прошло и минуты, как он очистился от ледяной корки. 

Два месяца продолжалась эта секретная, полная опасностей, командировка. 11 мая, проложив стратегический маршрут к «макушке» земного шара, они вернулись домой. Но вместо духового оркестра и обещанных звезд Героев Советского Союза на аэродроме их встретил дежурный по полку, посоветовавший добираться до дома на попутках. 

Как станет со временем известно, надобность в военной базе на Северном полюсе отпала не только потому, что строительство ее было сопряжено с колоссальным риском, но прежде всего из-за того, что в КБ Сергея Королева разработка межконтинентальной ракеты Р-7 вступила в завершающую стадию. 

На днях исполнилось 50 лет со дня  спуска на заводе № 402 в городе Молотовске первой советской атомной подводной лодки К-3. Это событие произошло 9 августа 1957 года. И уже с самого начала вступления на боевое дежурство, одной из ее задач стало достижение Северного полюса. К тому времени наши подводники имели определенный опыт подледных плаваний. В 30-х годах дизельная подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота Щ-324, находясь в длительном плавании, прошла подо льдом более тридцати с лишним миль. В годы войны плавание подо льдом в зависимости от характера заданий и обстоятельств осуществляли уже многие лодки, как немецкие, так и лодки союзников. И все-таки пойти в длительное подледное плавание, тем более достичь «макушки» земли могли только атомные подводные лодки. 

К концу пятидесятых годов американцы, также проявляющие особый интерес к Северному Ледовитому океану, начали разрабатывать так называемую арктическую стратегию. Как заявлял командующий подводными силами Атлантического флота США адмирал Э.Гренфелл: «завоевание господства в Арктике должно стать одной из важнейших наших задач». В этом его поддерживал адмирал Б.Фоукес. Он говорил: «Трансполярные плавания американцев откроют совершенно новый морской театр для ведения стратегических операций». 

Естественно, свои военные задачи в этом обширном и суровом регионе решало и руководство ВМФ СССР. Одной из них должен был стать поход атомной субмарины к Северному полюсу. В начале июля 1962 года от заполярной базы Северного флота незаметно отошла атомная лодка под командованием капитана 2-го ранга Л.Жильцова. Возглавлял поход контр-адмирал А. Петелин. 

Во время этого похода предстояло выяснить не только то, как поведут себя подо льдом различные механизмы и приборы, но и изучить рельеф дна Северного Ледовитого океана. Нанесенные на карту поднимающиеся из океанских глубин горные пики представляли для лодки большую опасность. Во время этого похода с одним из них лодка едва не столкнулась. Так был открыт подводный горный хребет высотой более 4 тысяч метров. 

Сложной была и прокладка пути атомной субмарины. Из-подо льда не запеленгуешь маяк, не возьмешь высоты небесных светил для определения места корабля. Показания магнитных компасов и гидрокомпасов с приближением к полюсу становятся все более ненадежными. Не менее сложным было и всплытие во льдах. При осуществлении этого маневра от командира и экипажа требуется ювелирная точность. К тому же при приближении к полюсу над лодкой не попадалось чистой воды — сплошные тяжелые льды и лишь изредка трещины да мелкие разводья. 

Наконец после долгих,  утомительных поисков и ряда неудач удается найти достаточной величины полынью. Командир дает команду на всплытие. Но когда рубка подводной лодки должна была уже показаться над водой, ее вдруг закрывает мощная плавающая льдина… Наконец после сложного маневрирования лодка благополучно всплывает. Кругом — ледяное безмолвие. А вокруг — тяжелый лед, толщина которого достигает 10 метров. 

Командир корабля по радио докладывает командованию флота, что плавание проходит по плану, уточняет широту и долготу своего нахождения — до полюса рукой подать, и лодка снова уходит под воду. 

Потом командир экипажа Жильцов рассказывал: «17 июля 1962 года в шесть сорок пять утра ко мне подошел штурман капитан-лейтенант Певцов и тихо доложил: «Товарищ командир, через десять минут подходим к полюсу». Включаю громкоговорящую связь, обеспечивающую трансляцию по всему кораблю. Суть моего выступления сводилась к тому, что покорение полюса — итог большой работы советских людей: ученых, судостроителей, личного состава флота. Штурман, через каждую минуту отсчитывающий время, наконец заявил: «Три… два… один… ноль». И глубоко под водой, под покровом льда, грянуло могучее «Ура!» 

Возвращение лодки на родную базу было триумфальным. На всех кораблях выстроились экипажи, были подняты флаги расцвечивания. Трое участников похода во главе с контр-адмиралом Петелиным стали Героями Советского Союза. Остальные были награждены орденами и медалями. Лодка тоже не осталась без поощрения. Ей было присвоено имя «Ленинский комсомол». 

P.S. Вчера исполнилось 30 лет с того дня, когда впервые в истории море­плавания советский ледокол «Арктика»,  преодолев мощный ледовый покров, достиг географической точки Северного полюса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter