Более чем 8 тысяч белорусов живут без верхних или нижних конечностей

Биомастер на все руки

По статистике, более чем у 8 тысяч белорусов нет верхних или нижних конечностей
Вы часто видели на улицах людей без рук или ног? Не думаю. Хотя, по статистике, более чем у 8 тысяч белорусов нет верхних или нижних конечностей. Возможно, дело в том, что нынешние протезы мы, непрофессионалы, никогда не отличим от оригинала, созданного природой. Например, с помощью современных искусственных рук люди могут писать, держать чашку, не расплескивая жидкость, срывать ягоды с деревьев и даже подтягиваться на перекладине. О первых биопротезах, которые кардинально меняют жизнь человека, мы узнали от их владельцев и специалистов Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра.

Такой биопротез носят всего 2 человека в стране.
Такой биопротез носят всего 2 человека в стране

Это случилось год назад. У Михаила было отличное настроение. Вместе с братом они весело болтали на остановке. Рядом стояло еще пару человек. Неожиданно Миша посмотрел на дорогу и в ужасе замер: прямо на них мчалась машина. Тело пронзила резкая боль.

…В больнице его успокаивали друзья: «Ты еще хорошо отделался. Автобусная остановка на лепешку похожа, двое на месте скончались, один умер в больнице. Ты и без руки справишься». После этих слов Миша в очередной раз попытался пошевелить пальцами левой кисти. Не получилось.

Михаил Майров из Речицы сидит передо мной и уже спокойно рассказывает, почему в двадцать лет ему пришлось жить по-новому. Он заново учился мыться в душе, застегивать пуговицы, надевать носки. Просто? Конечно, если у тебя две руки, а не одна.

Недавно у Михаила появился биопротез. Пока в Беларуси такое чудо техники есть только у двух людей. Деньги на него собирали, что называется, всем миром. Его мама говорит, что люди даже пенсию приносили. Чем биопротез отличается от обычного? Михаил направляет искусственную руку к книге. Пальцы разжимаются, захватывают книгу и приподнимают ее. Обычный протез может быть точной копией руки, но попробуй возьми им хоть что-то – не получится. С биопротезом можно чистить зубы, резать хлеб, вести автомобиль. А некоторые умудряются даже писать. 

Новая «рука» и книгу возьмет, и сумку поднимет
Новая «рука» и книгу возьмет, и сумку поднимет

— Управление биопротезом происходит с помощью электрических сигналов, — объясняет тонкости заместитель главного врача протезно-ортопедического госпиталя Елена Альзоба. — Мышцы культи напрягаются, а специальные датчики воспринимают эти сигналы – искусственные пальцы сжимаются, разжимаются, кисть вращается.

Бионические протезы, нашпигованные электроникой, процессорами, датчиками и микродвижками, считаются самыми дорогими и современными. Чтобы купить не самую навороченную модель, надо продать приличную квартиру в Минске. И это не потолок. Например, пока ни один белорус не смог себе позволить протез, известный как кисть Микеланджело. Он как настоящая рука — ведь пальцы приводятся в движение сигналами нейронов мозга.

Заходим в кабинет перспективных технологий, где рождаются новые руки и ноги. Процесс изготовления трудоемкий. В месяц на головном предприятии делают в среднем 100 протезов нижних и верхних конечностей. Сделай больше – уйдет качество. Кстати, у нас в стране инвалиды 1, 2 и 3-й группы получают протезы абсолютно бесплатно. Обходятся они государству недешево. «Голень» в среднем стоит 20—30 миллионов, «бедро» – 50. Раз в два года человеку протез меняют, в другое время, если есть необходимость, делают ремонт. В любой бюджетный, читай — бесплатный, протез в Белорусском протезно-ортопедическом восстановительном центре могут вложить дорогостоящую комплектующую, уточняет Елена Альзоба. Например, хочет человек, чтобы в колене стоял вместо двухзвенного шестизвенный модуль – с ним колено будет вращаться во все стороны – никаких проблем. Нужные детали закажут, ногу сделают, но дополнительную деталь человек оплатит сам.

Специальную перчатку надевают на протез — и от настоящей руки его уже не отличишь
Специальную перчатку надевают на протез — и от настоящей руки его уже не отличишь

Пока на создание протеза уходит в среднем месяц. Почему так долго? Многие комплектующие приезжают к нам из России и других стран. Поставщики иногда подводят. Возьмем стопу. Ходовые размеры – 37—38 — поступают быстро, а вот женский 35-й размер или мужской 46-й уже приходится ждать.

Стоимость самого дорогого протеза, который здесь делали, – 130 миллионов. Такими пользуются белорусские паралимпийцы. Павел Герасимчик занимается академической греблей. У него нет ноги – последствие аварии. «На своем протезе сутками могу ходить», — говорит он. А Евгений Лукьяненко на профессиональном уровне увлекается лыжными гонками и биатлоном. В 19 он попал под поезд и с тех пор привык жить без левой ноги. «Я только разве сплю без протеза. А так все время на ногах. На тренажерах занимаюсь два раза в день. Нюансы есть, скажем, летом жарко ходить. И шорты здесь не спасут».

Кстати, современные протезы максимально реалистичны. На стеллаже передо мной — сразу несколько пар рук. Честно, выглядят устрашающе: с узелками вен, порами, рельефом кожи… Не сразу отличишь от оригинала. 

— Это перчатки, потом мы их наденем на сам протез, — Алексей Шайбак, инженер-протезист, берет изящную женскую «ручку» с французским маникюром. – Чтобы добиться натуральности, смотрим на естественный цвет кожи человека, снимаем мерки с сохранившейся конечности. У нас есть специальная цветовая палитра и размерный ряд – как в одежде. Самые реалистичные перчатки обойдутся в 8—16 млн. Но на них даже волоски, родинки, прожилки вен будут. 

Если женщины хотят максимальной естественности, у мужчин свой подход, хозяйский. «В таком случае изготавливаем обычный рабочий протез и насадки в виде пилы, крючка, зубила… Они легко снимаются», – Алексей достает из шкафа насадку в виде молотка. Захотел гвоздь забить – ничего сложного.

Быстрее всего адаптируются к новым рукам и ногам дети. «Делал протез для двухлетней девочки, у которой нет двух ножек, — в руках у техника-протезиста Манука Манукова крохотный протез детской ноги. — Видели бы вы ее. Так прыгает по ступенькам, что в жизни ни о чем не догадаешься». Была здесь и годовалая девочка, которая на искусственных ногах училась ходить. 

— Мы не стоим на месте, развиваемся, смотрим, как работают наши зарубежные коллеги, — Елена Альзоба идет по просторным коридорам, где безбарьерная среда продумана от А до Я. — Недавно освоили изготовление протезов верхних и нижних конечностей с применением гелевых лайнеров. Они улучшают амортизацию и кровообращение, защищают кожу культи от повреждений… Но лучше сказать проще: гелевый лайнер делает жизнь человека без ноги или руки более комфортной. Внедрили технологию изготовления лечебно-тренировочных протезов голени из термопласта – они легкие и удобные. Сейчас завершаем разработку метода экспресс-протезирования: 1—2 рабочих дня – и протез готов. 

Сложно поверить, но много людей без ног и рук живут обычной жизнью – играют свадьбы, водят детей в детский сад, занимаются спортом. В центр приходит женщина без ноги, которая всегда носит каблуки. А еще одна пациентка каждый день на работу носит юбки. Никто даже не догадывается, что у нее нет ног…

Таіса АЗАНОВІЧ

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter