Приедут ли туристы в Беларусь во второй раз

Безвизовый режим подтянет нас и сервис

ЗНАКОМАЯ, вернувшись из командировки, рассказала занятную историю. Администратор гостиницы, в которую та заселялась, с ходу огорошила вопросом: «Вы душ сколько принимать будете?» Она опешила: «Как понять, сколько? Минут? Раз?» Оказалось, на каждое посещение душа своя такса. И больше, чем оплатишь, заходить в сие место нельзя…

К такому сервису мы из-за отсутствия альтернатив, возможно, привыкли. Теперь представьте в таком отеле иностранца, которому придется объяснить все хитросплетения оплаты. Да еще и на английском языке! Готовы ли наши гостиницы, санатории, объекты общепита к наплыву зарубежных гостей? А то уже завтра, глядишь, приедут первые интуристы, для которых теперь визы не нужны.

Да, жители 80 стран с завтрашнего дня смогут посещать нашу страну беспрепятственно — на пять дней и через Национальный аэропорт. Такой ход оправдан по многим причинам. Стратегическим — улучшение имиджа страны, развитие туристического потенциала, привлечение новых бизнес-парнеров. И более прозаичным — распродать билеты на самолеты, загрузить объекты общепита, заполнить гостиницы и санатории. Но главным результатом такого ознакомительного пятидневного экскурса должно стать что? Чтобы у туриста возникло желание вернуться к нам вновь. Появится ли оно после знакомства с вышеупомянутым сервисом? Едва ли.

Нашей стране есть что показать: более 5,5 тысячи объектов историко-культурного наследия — те же Мирский и Несвижский замки, национальные парки — «Беловежская пуща», «Припятский», «Браславские озера»… Но чтобы все это оценить в полной мере, нужно для начала решить нюансы, как в той пирамиде Маслоу, с более примитивными потребностями: где и как поесть, переночевать.

Вопрос с «где» более-менее урегулирован. В стране только на национальных блюдах специализируются 229 ресторанов, кафе, баров. Гостиниц в столице открыто почти 50, функционирует и шесть хостелов. В райцентрах, где нет отелей, на выручку приходят агроусадьбы — их по регионам более 2360. А вот с «как» работать представители сферы услуг, видимо, только учатся. И я не только об элементарной вежливости, что раз на раз не приходится. Речь о принципах организации работы. Особенно за пределами Минской кольцевой.

Многочисленные командировки показали: разучились в райцентрах работать с клиентами, чувствовать, что им нужно. Конечно, в некотором смысле это следствие ряда факторов. В том числе и отсутствия потока туристов. Показательный пример: заходишь в районное кафе, и начинается квест по поиску официанта — та на кухне с поварами пьет чай. Ну кто из иностранных гостей будет заниматься таким поиском? Развернется и уйдет. О подобной истории мне рассказывал и один из бывших послов, который, будучи у нас в стране, решил съездить на Браславские озера. Сама природа его впечатлила, но едва дело дошло до обеда, все настроение пропало: найти заведение, чтобы перекусить, попросту не смог! В одном сандень, в другом не было продуктов, чтобы приготовить выбранные блюда, в третьем — банкет. Пришлось возвращаться в Минск.

А вот еще случаи из жизни: в одной из гостиниц лично меня просили забрать вещи из номера в 10 утра, хотя расчетный час — 12.00. Причина железная: уборщице нужно уйти раньше. Работа интернета — отдельная тема. Wi-Fi как бы есть, но по факту его зачастую нет. Информация на английском в меню в кафе или на ресепшене в гостиницах дублируется в единичных случаях, говорят на иностранном языке тоже считаные люди. Наличие фена или чайника в номере —  роскошь. И таких недоработок наберется еще с десяток.

Эксперты после введения безвизового режима прогнозируют увеличение потока туристов минимум на 20 процентов. Уже ведутся разговоры о том, чтобы увеличить и срок пребывания иностранных гостей в нашей стране — для отдыха в тех же санаториях пяти дней не совсем достаточно. Эта тема поднималась и во время недавнего большого разговора Президента с представителями общественности. Если необходимость появится, то безвизовый режим продлят, комментируют в свою очередь представители МИД.

Будет ли эта самая необходимость? Очевидно, мы выполнили пункт «а», сделали первый шаг на пути к переменам — поманили, если можно так выразиться, туристов. Теперь дело за «б» — их заинтересовать. И зависит это уже не столько от нормативов и указов свыше, а от людей на местах. Которым туристов и встречать.

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter