Безграничные возможности

Визовые стены могут стать тоньше
В эпоху глобализации, с одной стороны, глупо ставить заслоны для въезда в страну. Но есть и другой аспект — безопасность. К открытым границам мир пока не готов. Мы в этом плане проводим взвешенную, аккуратную политику: ведем диалог с различными государствами и постепенно отказываемся от лишних штампов в паспортах. Сейчас, к слову, у нас готовится  указ об упрощении визового режима. Подробности пока не раскрываются, но известно, что наши ведомства уже согласовывают перечень стран, чьи граждане смогут воспользоваться новым льготным режимом. 

О том, какие выгоды сулит большая открытость границ и чего стоит опасаться, в беседе с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Виталием Бусько.



— На каких принципах следует основываться при принятии решения о снятии визовых ограничений?

— Так называемое упрощение визового режима развивается по трем направлениям. Во-первых, введение безвизового режима. Это довольно редкое явление. Сегодня мы, к примеру, имеем такие отношения с Израилем, Эквадором. Во-вторых, возможность въезда по дипломатическим и служебным паспортам. Таких соглашений у нас очень много. Но речь идет об ограниченном круге лиц: работниках дипломатических служб, крупных бизнесменах и так далее. В-третьих, упрощение визового режима на время каких-либо мероприятий. У нас такие примеры есть: во время чемпионата мира по хоккею в 2014 году при наличии билета на игру приехать в нашу страну можно было  без визы.

Сегодня для нас актуален вопрос об упрощении визового режима со странами Европейского союза. На начальной стадии мы хотим добиться хотя бы снижения стоимости виз. Еще один немаловажный вопрос — введение упрощенного режима для приграничных зон. Такой опыт мы уже имеем с Латвией: жители приграничья имеют льготы, могут оформлять визы на три года. С Польшей и Литвой сложнее: в зону попадают  Брест и Гродно — очень большие города. Это огромный поток людей, пересечение границы нужно очень четко контролировать. 

В этом случае, видимо, следует идти другим путем.

— Что получает страна от упрощения визового режима? 

— Здесь я выделил бы несколько аспектов. В первую очередь это имиджевые приобретения. Эпоха железных занавесов прошла, изоляция никогда и никому не шла на пользу. Нужна открытость. Второй аспект — экономический. Одно из направлений, в котором нам следует двигаться, это открытие виз хотя бы на три года постоянным экономическим партнерам, бизнесменам, которые ведут свое дело у нас в стране. Неоднократно слышал нарекания от предпринимателей: намечается крупный проект, нужно срочно приехать и провести консультации, а сделать это невозможно. Срываются хорошие сделки. 

Третий аспект касается общения, обмена опытом и знаниями. В век глобализации познавать чужие культуры, учить языки, видеть примеры решения определенных задач особенно важно.

— Нельзя забывать и про туризм. Сейчас к нам въезжает около 4—5 млн граждан ежегодно. Правда, для некоторых приезжих мы являемся лишь транзитным пунктом. Организованных туристов и экскурсантов в прошлом году к нам приехало только 300 тысяч. Достаточно ли для привлечения иностранцев одной доступности въезда?

— Конечно, развивать въездной туризм необходимо. Это поможет иностранцам познакомиться с нашей страной, возможно, завести деловые контакты. Экономические плюсы неоспоримы: это касается не только поступления валюты, но и развития нашего малого и среднего бизнеса, сферы услуг в целом. В Берлине, к примеру, около 240 тысяч человек живет за счет доходов от туристической отрасли.

Думаю, нам есть чем заинтересовать туристов. Один из примеров — сфера агроэкотуризма. Количество усадеб растет, повышается качество услуг. Другой вопрос — маркетинг. Нам следует рекламировать нашу страну, ее возможности за рубежом. 

Один из вариантов развития въездного туризма — введение безвизового режима при приобретении путевки. Такой механизм у нас реализован с Вьетнамом. Сейчас подобные схемы мы реализуем на конкретных объектах. Не нужна виза для посещения Беловежской пущи, в планах — введение такого режима для поездок на Августовский канал.

— Тема открытых границ сегодня на слуху, но скорее в негативном плане. В ЕС из-за проблем с мигрантами начали вводить пограничный контроль. Чем опасно излишнее гостеприимство? 

— Нужно четко различать такие понятия, как упрощение визового режима и открытые границы. Это разные вещи. Что касается беженцев, нелегальных мигрантов, я убежден, что эту ситуацию создали сами же чиновники Евросоюза, когда начали бесконтрольно пропускать всех на свою территорию. Так называемые беженцы пересекают Средиземное море, проходят через Кипр, Турцию, но там их остается совсем немного. Они направляются в экономически успешные государства ЕС — Германию, Скандинавские страны. Это не беженцы, это те, кто ищет лучшей доли. То есть речь идет уже о миграционной политике государства.  Мы ее тоже выстраиваем, но каким образом? Допустим, есть у нас потребность во врачах и в страну хочет приехать высококвалифицированный в этой сфере специалист — ему откроют визу. Но пускать всех без разбору — это неприемлемо. И не только  в отношении мигрантов. Граница должна быть на замке от контрабандистов, наркоторговцев и прочих  преступных элементов. 

США в свое время стали строить стены на границе с Мексикой, в том числе из-за контрабанды и огромного наркотрафика. Там прерии, пустыня, сложно преградить путь преступникам, поэтому пошли на такие меры. Но ведь безопасность превыше всего. В части контроля нам нужно использовать различные системы, высокотехнологичные наработки. Уже сегодня, сидя в кабинете в Минске, можно видеть каждую машину, проходящую на границе. В целом это работа не одного ведомства. Здесь нужен комплексный подход.

Блицопрос

Когда нужны визы?

Об этом жителей Бреста спросил корреспондент “НГ” Павел Лосич.

Ирина Зинович, торговый представитель:

— Мне кажется, упрощение визового режима и отмена виз — это улица с двусторонним движением. Нужно делать синхронные шаги навстречу друг другу. Сегодня, например, получить визы в некоторые страны непросто. К тому же стоят они дорого. О том, что визы для белорусов подешевеют, говорят давно, однако никаких подвижек пока нет. Почему в таком случае мы должны отменять визы в одностороннем порядке? Нужно действовать сообща. 

Андрей Осипук, водитель:

— Сейчас многие государства ощутили на себе, что такое терроризм и нелегальные мигранты. Вероятность того, что к нам массово поедут беженцы, невелика, тем не менее ее нужно исключить на 100%. Я ничего не имею против людей, которые бегут от войны, но нам нужно сначала решить свои проблемы. Беларусь всегда была безопасной для жизни страной. Такой она и должна остаться. 

Валерия Жук, дизайнер:

— У нас не первый год говорят о том, что нужно развивать въездной туризм. 

Я думаю, отмена виз стала бы действенным шагом в этом направлении. Тем самым мы продемонстрировали бы открытость всему миру. К тому же отмена виз значительно облегчит жизнь бизнесу, улучшит деловой климат. Я не вижу ни одной причины, почему мы не можем сделать безвизовый въезд для граждан Евросоюза и США.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter