Без страха, но с упреками

В ЧИСЛЕ негативных фактов на заседании были названы нарушения, допускаемые при обязательном страховании с государственной поддержкой сельскохозяйственных культур, скота и птицы, которое на 95 процентов проводится из бюджетных средств. До сих пор не решен вопрос о единой методике расчета затрат на пересев пострадавших угодий. Страховщик по-прежнему не имеет возможности получать сведения о понесенном уроне из статистической отчетности страхователя. В результате некоторые сельхозпредприятия в заявлениях «Белгосстраху» искажали данные об урожайности пересеянных культур и получали завышенную страховку. Только по шести проверенным хозяйствам Минской области переплата составила более 120 миллионов рублей.

Результаты проверки страховых организаций проанализированы на коллегии КГК

В ЧИСЛЕ негативных фактов на заседании были названы нарушения, допускаемые при обязательном страховании с государственной поддержкой сельскохозяйственных культур, скота и птицы, которое на 95 процентов проводится из бюджетных средств. До сих пор не решен вопрос о единой методике расчета затрат на пересев пострадавших угодий. Страховщик по-прежнему не имеет возможности получать сведения о понесенном уроне из статистической отчетности страхователя. В результате некоторые сельхозпредприятия в заявлениях «Белгосстраху» искажали данные об урожайности пересеянных культур и получали завышенную страховку. Только по шести проверенным хозяйствам Минской области переплата составила более 120 миллионов рублей.

Не обошлось без подтасовок и со стороны «Белгосстраха». Установлены факты, когда, вопреки логике и общепринятым нормам, размер страхового взноса исчислялся им исходя из средней урожайности сельхозкультур, полученной конкретным хозяйством, а не по среднерайонному показателю. Такая новация, к примеру, по договорам страхования, заключенным в 2012 году, позволила представительству «Белгосстраха» по Климовичскому району необоснованно завысить сумму к оплате из госбюджета почти на 70 миллионов рублей.

Выступая на коллегии, председатель Комитета государственного контроля Беларуси Александр Якобсон отметил, что на первый взгляд страховой рынок республики в последние два года вроде демонстрирует высокие темпы роста. Объемы поступления страховых взносов ежегодно возрастали в 1,8 раза. Однако это, прежде всего, отражение инфляционных процессов, а не заслуга страховщиков. За последние десять лет соотношение страховых взносов к ВВП практически не меняется. Этот показатель держится на уровне 0,8 процента, хотя, согласно Республиканской программе развития страховой деятельности на пятилетие, в 2015 году он должен составить 1,2—1,3 процента. Для сравнения: в России и Украине соотношение страховых взносов к ВВП уже превышает 2 процента. В европейских странах оно составляет в среднем 7 процентов, а в некоторых государствах доходит до 12.

Между тем на страховом рынке удельный вес «Белгосстраха» сократился с 52 процентов в 2010 году до 49 — в 2012-м. А ведь он имеет бюджетную поддержку и исключительные права на проведение практически всего обязательного и отдельных видов добровольного страхования.

Вызывает обеспокоенность у КГК и отсутствие должного контроля за деятельностью страховых агентов. Только в 2012 году страховщики выплатили за их услуги более 100 миллиардов рублей — в 4,5 раза больше, чем два года назад. Доходит до того, что половина суммы страховых взносов остается у посредников.

Страховые агенты — юридические лица часто работают одновременно на несколько страховых компаний, фактически осуществляя брокерскую деятельность. Например, ООО «КАСКО БАЙ» сотрудничает с 9 страховыми организациями, ООО «Страховая альтернатива» — с 13, ООО «Экспресс Иншуранс» — с 8 страховщиками. Одна из причин активизации работы через страховых посредников — это упрощенная система налогообложения для них, а также возможность получить комиссионное вознаграждение наличными деньгами.

Как сообщил глава КГК, значимые нарушения допущены при страховании обязательств эмитентов облигаций. В погоне за легкими деньгами страховщики заключают договоры страхования с фирмами, у которых нет ни кола, ни двора, ни работников. Эти фирмы выпускают на миллиардные суммы облигации, продают их и исчезают вместе с деньгами. А исполнять обязательства по облигациям приходится страховщикам. Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Голд», к примеру, с уставным фондом в несколько тысяч рублей и штатом, состоящим из директора и главного бухгалтера на полставки, выпустило облигаций на 5 миллиардов рублей, застраховав их в «Белгосстрахе». Затем продало облигации и исчезло. Государственный страховщик вынужден был выплатить страховое возмещение держателям облигаций.

В то же время, как констатировали члены коллегии КГК, качество страховых услуг для граждан по-прежнему остается на крайне низком уровне. Согласованные с Минфином правила добровольного страхования в основном учитывают интересы страховых организаций, а не клиента. В них расширены сроки рассмотрения заявлений людей, обратившихся за страховыми выплатами. Иногда они доходят до 45 дней после представления всех документов. Страховые организации также часто устанавливают не предусмотренные законодательством дополнительные условия для отказа в выплатах. В ряде случаев допускаются грубейшие ошибки при расчетах страхового возмещения. В итоге люди недополучают значительные суммы.

Уже несколько лет страховые организации республики инициируют повышение страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но расчеты свидетельствуют, что в распоряжении страховщиков ежегодно остается около 40 процентов взносов по данному виду страхования. Вместо оптимизации собственных расходов они пытаются за счет граждан улучшить свои показатели. Учитывая это обстоятельство, Комитет госконтроля не поддерживает инициативы о повышении тарифов.

Александр Якобсон считает, что многих из выявленных нарушений и недостатков удалось бы избежать при наличии действенного контроля сферы страхования со стороны Министерства финансов и его главного управления страхового надзора. Страховой рынок является неотъемлемой частью финансовой системы и выполняет важную социально-экономическую функцию по защите интересов граждан и организаций от различных неблагоприятных событий. Поэтому очень важно, чтобы эта сфера эффективно функционировала в интересах экономики страны и населения.

По итогам заседания коллегии Комитетом госконтроля подготовлены предложения по совершенствованию страхового законодательства, а также перечень мер по устранению выявленных недостатков и улучшению работы страховых организаций.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter