Без спецэффектов и российских звезд

Новый фильм Виталия Дудина повествует о... распределенной студентке

Корреспондент «Р» «прикоснулась» к новому фильму Виталия Дудина

Эта поездка была для меня обычной командировкой в Молодечненский район. А для молоденькой Кати, случайно оказавшейся рядом со мной в электричке, — настоящим испытанием. Эх, бедная Катя! Такой удар судьбы! Она мечтала, как после окончания торгового колледжа пойдет работать в какой-нибудь хороший столичный магазин. Потом, возможно, откроет свой. А может быть… Она ведь прекрасно поет! Мечты, мечты… Они разрушены. Катю распределили за сто километров от Минска. Отныне она будет работать в местном сельпо, разъезжать с автолавкой.

«Стоп! Снято!» — командует режиссер Виталий Дудин, и исполнительница главной роли в фильме «Прикосновение» Вероника Пляшкевич отправляется переодеваться. Массовка меняется. За один день Катя должна трижды «проехать» в электричке. По сюжету первое время она каждый вечер из деревни возвращается домой и лишь спустя несколько месяцев решает поселиться там основательно. Идея этой лирической мелодрамы принадлежит сценаристу и драматургу Дмитрию Якутовичу, известному прежде всего по мультфильмам «Аповесць мiнулых гадоў», «Несцерка» и другим. Именно к нему обратился Дудин, после того как закончил снимать картину «Кадет». С Якутовичем Виталий Андреевич знаком давно: более двадцати пяти лет назад они вместе работали над фильмом «Матрос Железняк». Первоначальным названием новой киноленты было «Автолавка». Но на худсовете вокруг него разгорелись горячие споры. Уж очень простым, местечковым оно казалось. Главный редактор киностудии Наталья Стежко предложила другое — «Прикосновение». Нельзя сказать, что это название было принято на ура. Сценарист, как и некоторые члены худсовета, не соглашался. Режиссер же, наоборот, был в восторге.

— Да, из названия непонятно содержание фильма, — соглашается Дудин. — Так и не должно быть. Зато как точно оно передает смысл! Главная героиня прикасается к природе, прекрасному. И даже отношения между ней и другим героем — это не то, к чему мы привыкли, а лишь прикосновение. В одном слове сразу несколько значений.

Между тем у худсовета были разногласия не только по поводу названия. Актерский состав, предложенный режиссером, также вызвал немало сомнений. Дудин и не скрывает, что умышленно пригласил в новый фильм нескольких молодых людей, которых он снял в «Кадете». Хочет помочь им раскрыться в кино. Да, та картина не вызвала особого восторга у зрителей. Но зато четырежды была отмечена на международных фестивалях. Кшиштоф Занусси, председательствовавший в жюри в Киеве, высказал немало лестных слов об актерском ансамбле, в который вошли Андрей Сенькин, Полина Сыркина и Руслан Чернецкий. Все они появятся и в «Прикосновении». Сыркину Дудин метил на главную роль. «Но уж очень быстро Полина превращалась из городской девушки в деревенскую, — говорит он. — А нам надо было, чтобы это случилось только в конце фильма».

Веронику Пляшкевич предложил ее муж Андрей Сенькин. Надо признать, что худсовет тоже не сразу принял эту кандидатуру. Но Вероника все-таки стала Катей. Интересно, что большая часть занятых актеров — это представители Национального академического драматического театра имени М.Горького. Будут в фильме и непрофессионалы. Планируется, что покупателями автолавки станут преимущественно настоящие жители Борисовского района, где и будут проходить съемки. Кстати, эти живописные места на берегах Березины Дудин уже неоднократно показывал в своих кинолентах.

Зато в «Прикосновении» совсем не будет российских и прочих звезд. И дело вовсе не в финансировании. У режиссера на этот счет своя позиция:

— Конечно, известные актеры помогли бы продвижению фильма. И двух человек я бы пригласил. Деньги бы нашли. Но я не приемлю, когда гонорары людей, работающих на одной съемочной площадке, отличаются в десятки раз. В советские времена я снимал Гурченко, Усатову, Папанова и других. Тогда все получали деньги строго по государственным ставкам, и не было никакого расслоения. У российских актеров нынче очень высокие запросы. А раз мы не можем обеспечить равные условия оплаты всем, то обойдемся и без них.

Не будет в фильме и никаких спецэффектов. Минимум компьютерной графики.

— У нас нет таких технических возможностей, как в Голливуде. Зачем тогда подражать, пытаться повторить? — таково мнение Дудина. — Как можно снимать с «кукурузника», если нужен самолет? Нет, мне это не интересно.

— Для кого вы снимаете? Как думаете, кто будет смотреть «Прикосновение»? — поинтересовались мы у режиссера.

— Конечно, интеллектуалы-снобы это не станут смотреть, — считает Виталий Андреевич. — А вот романтичной молодежи и людям постарше, думаю, будет интересно. Это ведь фильм о них и для них.

На снимке: главные герои фильма Вероника Пляшкевич и Полина Сыркина.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter