В Костюковичском районе продавец автолавки Инна Слепцова выполняет еще и обязанности соцработника

Без «соточки» никак

Социальный минус выездной торговли на селе кооператорам Костюковичского района удается перекрыть четкой организацией работы стационарных магазинов
Посмотреть, как развивается сельская торговля на колесах и не только, собирался давно, но попасть в самую отдаленную точку все никак не удавалось. Такая возможность представилась в Костюковичском районе. Зашел в гастроном райпо: ассортимент не хуже столичного, цены на хлеб и квашения в разы ниже, очереди у кассы. А как на селе? 

«На хвост» к начальнику торгового участка Костюковичского райпо Тамаре Филиппенко напросился  не только потому, что в кабине автолавки место  лишь для водителя и продавца. Именно она  отвечает за работу всех автомагазинов,  которые каждое утро отправляются в многокилометровые рейсы и возвращаются лишь поздно вечером.

Оборот магазина в Шарейках — один из самых высоких среди сельских.

Накануне ночью прошел обильный снегопад, я опасался, что где-нибудь застрянем. Но уже к утру дороги были расчищены от снега. Автолавка пусть и медленнее ехала, чем обычно, но в график укладывались, и гарантированные полчаса на покупки у сельчан будут.

На подъезде к деревне Коробаново Тамара Николаевна знакомит с реалиями: «Здесь торговля сезонная. Летом хоть дачники дают выручку, а зимой она невысокая: жилых домов — раз, два и обчелся».

Продавец автолавки Инна Слепцова развернувшуюся на пятачке торговлю характеризует с  учетом возрастных особенностей покупателей: «Вот так собираю два раза в неделю, тренирую их ноги». Но если серьезно, то автолавка для деревни — это как в городе Wi-Fi, а Инна Слепцова не обычный продавец, а связной с большим миром и как близкий родственник.

Что в ассортименте? Товары первой необходимости — молочные продукты, мясо глубокой заморозки, хлеб. Выбор большой, все коробки и холодильник под завязку. Инна Слепцова работает 15 лет и знает, как компактно уместить продукты, ведь площадь фургона ограничена. Также у нее можно оставить заявку на бытовую технику, мебель. Причем стоимость ее будет не выше, чем в городских магазинах. И покупатели это ценят, хорошо о ней отзываются. Это, пожалуй, главное, на что обращают внимание в беседе со мной местные жительницы Алла Петенова и Александра Клопова.

Инна Слепцова не в восторге, когда выручка за рейс маленькая, только в одной деревне на маршруте она чуть до 15 рублей дотягивает. Да и откуда ей взяться? Чаще всего приобретают самое необходимое, ведь пенсионерам не по карману дорогие сладости и колбасы. И даже если запасутся на три дня, это не даст большой прибавки. А Инна Слепцова еще и донести продукты поможет. За доставку до калитки ни копейки не возьмет. Так что без автомагазина и его работников сельчанам, понятное дело, никуда.

В следующей деревне Шарейки, к моему удивлению, работает стационарный магазин, но автолавка идет по окраине, в Старые Шарейки. Постоянных покупателей здесь два человека, и машина подъезжает почти к их порогу. «Иногда напоминаю о своем присутствии, они могут и забыть, а потом без запасов останутся», — говорит Инна Слепцова, и мы идем во двор к 80-летней Афанасии Бобковой. В доме и ее односельчанка Людмила Карпушкина, ждут приезда автолавки, к нашему появлению заметно оживились.

Хлебом, колбасой и молоком сельчане запасаются на три дня.

Уже у прилавка Афанасия Бобкова вспоминает о своей просьбе — настенном календаре на следующий год. Его Инна Слепцова подает сразу. Иногда приходится доставлять из города не только продукты, но и медикаменты, не требующие рецепта врача. Лекарства продавцы приобретают в аптеках в личное время. 

Что у нас попросят, то и привезем. Они без нас никак, и мы к ним привыкли. Приходится быть и соцработником, помочь управиться по хозяйству, дорожки от снега почистить, воды в дом принести. Не каждому ведь соцработник бесплатно положен, а оставлять стариков один на один с проблемами — не по совести, — говорит Инна Слепцова.

Решили заглянуть и в стационарный магазин, который в нескольких километрах в Новых Шарейках. Здание его, где к тому же находятся клуб и библиотека, строилось одновременно с одноквартирными домами для переселенцев из загрязненной радионуклидами зоны. С этого года в магазине перешли на самообслуживание, сделали открытую выкладку — это тренд Белкоопсоюза. Для городской торговли не новшество, а вот для села — да. Как показывает результат мониторинга, открытый доступ ко всем товарам увеличивает оборот на 10—15 процентов. Магазины переформатировали уже в 7 агрогородках района, а всего по республике — в 1300. Редизайн торговых точек планируется завершить в следующем году. И, кстати, никаких пропускных рамок — за целостностью товара следит продавец.

Денежный оборот магазина в Шарейках — один из самых высоких среди сельских. Ежемесячно 45 тысяч рублей. С заведующей Светланой Шиковой встречаюсь как раз в ее день рождения, но это не дает повода расслабляться:

Нас всего двое в штате, нужно держать марку, давать два плана по розничному обороту, как всегда это делаем. Есть все необходимое — промышленная и продовольственная группа товаров, площадь позволяет: 150 «квадратов», больше только в Муравилье — 174. Но там конкурент. А у нас нет, и агрогородок наш один из крупных — более полутысячи населения. 

Неудивительно, что стационарный магазин на хорошем счету — в ассортименте 1500 наименований, товарооборот повыше, и продавцам удобно. В автолавке же ассортимент самое большое из 400 товаров, ежемесячная выручка едва до 20 тысяч рублей дотягивает. Выездная торговля в такой ситуации — это, по сути, социальный проект. Кто еще, кроме кооператоров, будет десятками литров жечь топливо, пробираться по бездорожью в деревню, где жителей с гулькин нос, чтобы иметь выручку от продажи двух-трех литров молока и нескольких буханок хлеба.

И хотя за последний год в районе оптимизировали два магазина, нишу главного торгового оператора на селе потребкооперация сдавать не собирается. Но с учетом того, что некоторые деревни вымирают, вызывает интерес дальнейшая судьба выездной торговли. Неужели ее маршрутная сеть будет постепенно сокращаться? Об этом и не только разговариваем с председателем правления райпо Раисой Корешковой:

— На селе выездная торговля будет. Для нее мы даже подбираем продавцов: чтобы умели находить контакт с людьми, вызывали доверие. Уверена: сельчан, кроме нас, обслуживать никто так не будет.

Но одно дело человеческий фактор, другое — цена вопроса. Это больная тема. Ведь ожидается, что по итогу года выручка от автолавок упадет на 10 тысяч рублей. Связано это с сокращением жителей в сельской местности. Компенсировать расходы, перекрыть затраты выездной торговли, как считает Раиса Антоновна, можно за счет высокого дохода в Костюковичах. Здесь покупательная способность в разы выше. И поэтому в ближайших планах — развивать торговлю, прежде всего в городе. Что сейчас и происходит. Динамика десяти лет — райпо постоянно прирастает новыми торговыми площадями в Костюковичах:

— В новом микрорайоне небольшие магазины, «соточки», так мы называем объекты площадью по сто квадратных метров, их построили на каждом пятачке. На очереди многоформатный магазин на 500 квадратных метров, единственный в районе. С кафе, аптекой и двумя стоянками. Должен открыться на новогодние праздники. Ожидаемая от него выручка — 200 тысяч рублей в месяц. В планах — пельменная, продуктовый и оптовый магазины. Останавливаться на достигнутом не стоит. 

В среднем в год райпо открывает по магазину и более. В выручке это плюс 40—50 тысяч рублей в зависимости от расположения, а по итогу от городской торговли — в среднем 10,5 миллиона рублей. И тенденция такова, что за последние два года выручка увеличилась на 2 процента. Вот и получается, что один городской магазин в оживленном месте может перекрыть работу двух, а порой даже трех сельских и полугодовой оборот автолавки. И чем больше торговых площадей, тем выгоднее работать.

При этом Раиса Корешкова не опасается конкуренции в городе. А она с приходом торговых сетей сильно повлияла на товарооборот. Председатель правления убеждена, что совсем не обязательно всех подряд расталкивать, надо развивать то, что удалось сохранить:

— Мы остаемся на плаву, работаем рентабельно, с прибылью, и конкуренты вынуждены с нами считаться. Да, падали, было трудно, но поднялись. Сейчас занимаем 33 процента в товарообороте района. У нас 65 магазинов, свой общепит, заготовка вторсырья, овощехранилище. Самое главное мы сохранили. Ну а теперь нужно приумножать и идти дальше. Развивают торговлю в нашем районе и другие предприятия, компании. Места всем хватает.

kovalev@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter