Мало кто знает, что «Моя кинематографическая жизнь без прикрас» — это вторая книга Анатолия Алая. В 1989 году вышли его «Встречи на всю жизнь: записки кинооператора». К слову, известный режиссер — выпускник факультета журналистики БГУ.
Дневниковый период
«Моя кинематографическая жизнь…» — это не скрупулезная биографическая справка или мемуары в привычном смысле слова, первым делом обращает внимание Анатолий Иванович. Скорее это карусель воспоминаний с портретами множества людей, с которыми режиссеру доводилось встречаться и работать.— Я бы даже назвал эту книгу монографией об истории и особенностях документального кино, которая проиллюстрирована личными примерами, — уточняет режиссер.
Кадры из фильмов и редкие фотографии главных героев. Черно‑белые снимки родных и сценарии нерожденных картин. В качестве иллюстраций к «Моей кинематографической жизни…» народный артист Беларуси собственноручно отобрал более 150 фотографий и других документальных материалов, многие из которых были опубликованы впервые.
— А ведь у меня тысячи снимков! Огромный фотоархив, которым заполнены все шкафы. Это фотографии из Острошицкого городка, где прошло мое детство, школьные альбомы, пленки из дальних поездок и с времен работы на киностудии… Долго думал, как это все систематизировать. Нашел выход: купил большие белые конверты и начал сортировку: детство, школа, юность, «Беларусьфильм»… Все это разложил по папкам, получилось больше сотни, — подсчитывает Анатолий Иванович.
Многие из картин Алая давно вошли в золотой фонд белорусского киноискусства. Но как создавались его «Красный дьявол» и «Черный ворон», «Петр Конюх» и «Доктор Шуба», «Владимир Бедуля» и «Солдаты Италии»? Почему одни фильмы‑расследования стали визитной карточкой режиссера, а другие так и не удалось реализовать?.. В книге режиссер предлагает свою трактовку событий, происходивших в отечественном кинематографе на рубеже XX‑XXI веков. Что интересно, начинает он не по классике (от рождения до дней сегодняшних), а с самого волнующего — желания снимать кино. Анатолий Иванович признается:
— Долго думал, как подступиться к работе. Решил, что нужно начать с наболевшего, с самого для меня эмоционального куска — съемок картины о речицком художнике Александре Исачеве «Не плачьте обо мне». Считаю, что для кинодокументалиста, помимо всего прочего, чрезвычайно важно придерживаться правды жизни. Моя правда жизни — это мой дневник, который я вел многие годы. Где бы я ни находился в творческой командировке — на Байкало‑Амурской магистрали, острове Ратманова в Беринговом проливе, колымских приисках, в Канаде или римском Колизее, везде оставлял дневниковые записи. Мне все было интересно, все волновало.
Накопил огромное количество материала, знакомые постоянно говорили: «Толя, напиши книгу!» Эта мысль во мне крепла, росла до тех пор, пока не оформилась в готовый материал.
Фильмы — как дети
«Кто и для чего пишет мемуары?» — таким вопросом народный артист Беларуси задается в предисловии. И тут же раскрывает свою цель читателям: помочь молодым кинематографистам найти себя, понять суть профессии.— Иногда известные люди оставляют после себя воспоминания, чтобы подправить биографию. Не прочь напомнить о себе потомкам и не слишком удачливые люди творческих профессий. Но моя книга не из этого числа, — уточняет Анатолий Алай. — Судьба всегда благоволила мне, я смог выразить себя в своих фильмах. Посвятил этому делу 60 лет. Поэтому в книге прежде всего хочу обратиться к тем, кто мечтает пополнить ряды кинематографистов: если вам есть что сказать народу, вы на верном пути, идите работать в документальное кино, если нет — незачем рваться к экрану.
С особым трепетом и эмоциональным накалом Анатолий Иванович рассказывает не только о поисках отца, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной (об этом Алай снял одну из своих самых сильных картин — «Черный ворон»), но и о нереализованных задумках.В частности, в книге представлены воспоминания о драматической истории создания фильма, посвященного аварии на Чернобыльской АЭС. Алай был в числе пяти добровольцев, которые согласились поехать на документальные съемки в чернобыльскую зону, но фильм так и не вышел на экраны… Последняя, двадцатая, глава книги называется «Нерожденные фильмы». Она — о тех лентах, которые в силу разных причин пока так и остались замыслом.
— Нет такого актера, режиссера, который, подводя итог творческой жизни, не сожалел бы о несыгранной роли, не вышедшем на экраны фильме. Они, словно нерожденные дети, острой болью отдаются в сердце… У меня таких фильмов наберется около дюжины. Большинство из них — это картины‑исследования, которые посвящены белым пятнам истории Великой Отечественной войны и белорусам, составляющим гордость нашей страны, но малоизвестным широкой аудитории. Нереализованными, среди прочего, остались истории командира бригады «Меркурий» и уроженца белорусского Дубровно Александра Казарского, советского разведчика Александра Козлова, создателя первой в истории религии гравированной на дереве иллюстрированной Библии и тоже нашего земляка Василия Кореня… Я твердо убежден: исключительно важную, если не решающую роль в защите исторической правды играет документальное кино. Это тот вид документов, которые практически нельзя подделать, — считает Анатолий Алай.
Жалеет режиссер и о том, что не запечатлел на кинопленке свою маму Евгению Андреевну:
— Если бы Всевышний дал мне право повторить жизнь сначала, прожил бы ее с одной лишь небольшой поправкой. За 60 с лишним лет я объездил с кинокамерой почти весь мир, снял тысячу людей. А самых близких, самых дорогих моему сердцу обделил вниманием, чего никогда себе не прощу…
leonovich@sb.by