Без Праведников на земле наступила бы ночь...

Накануне 65–летия освобождения Беларуси и Великой Победы мне кажется очень важным поднять вопрос о наших соотечественниках, спасавших евреев в годы войны...

Накануне 65–летия освобождения Беларуси и Великой Победы мне кажется очень важным поднять вопрос о наших соотечественниках, спасавших евреев в годы войны. Они совершили настоящий подвиг. Я полностью поддерживаю идею директора музея истории и культуры евреев Беларуси Инны Павловны Герасимовой о введении звания Праведник Беларуси. Тогда гораздо проще будет решать многие возникающие проблемы. В свою очередь, я и мои ученики стараемся, чтобы о Холокосте как можно больше узнали жители нашего Осиповичского района. Для этого создали лекторскую группу и за последние полтора года побывали во многих школах нашего города. В прошлом году провели районную конференцию школьников «Холокост. История и современность», на которую пригласили свидетелей и жертв Холокоста из нашего района. Их рассказы никого не оставили равнодушными.


Весной нынешнего года, накануне Дня Катастрофы и Героизма еврейского народа, наши ребята выступали перед участниками краеведческой школы в Исторической мастерской в Минске. А еще встречались с рабочими вагонного депо в Осиповичах, где нас слушали с неослабевающим интересом.


В Осиповичском районе восемь человек, официально признанных и имеющих звание Праведника. И мы всегда считали важным описать их характеры, образ жизни, мировоззрение, т.е. ответить на вопрос, почему они вообще это делали — спасали евреев, ведь сами смертельно рисковали.


В музее в школе деревни Дараганово целый уголок посвящен Холокосту. Среди экспонатов — грамоты Праведников Ф.Метлицкого, Л. и М.Михадюков, их медали. Краткое описание подвига (ксерокопия материалов из Яд–Вашем). В этой же деревне живет спасенная Лариса Стоцкая (конечно, уже пожилая женщина).


Лидия и Михаил Михадюк спасли детей — Лору и Олю Стоцких. Их мать Бася Моисеевна Стоцкая (в девичестве Лившиц) работала в деревне Селец учительницей начальных классов. Жила на квартире у Лидии и Михаила. Муж Баси Сидор Стоцкий, тоже учитель, был в армии. Когда фашисты стали расстреливать евреев, Бася решила идти в партизаны, а детей оставила у Михадюков. Всю войну ребята прожили в этой семье. О том, что это еврейские дети, знали все жители деревни, но никто не выдал.


Бася после войны вернулась в Селец, где построили новую школу (в деревне говорят, в том есть ее большая заслуга), работала в ней до пенсии. Сначала жила у Лидии, а потом переехала в построенный с помощью сына Метлицких Антося новый дом. Ее дочери всегда очень любили свою вторую маму — Лидию Михадюк.


У Федора Метлицкого, которому в 1941 г. исполнилось 65 лет, скрывались две еврейские семьи — Бася Моисеевна Стоцкая (до тех пор, пока не ушла в партизаны) и Эсфирь Левитина с детьми Меером и Асей.


Когда началась война, евреев еще не расстреливали и казалось: беда обойдет стороной. Но этого не случилось. В один из черных дней во двор дома Левитиных зашли немцы и приказали мужу Эсфири Лейзеру показать дорогу на Мезовичи. С ними пошел и старший сын Янкель. Вот как рассказывает об этом Евдокия Андреевна Иванова, которая жила в семье, помогала вести хозяйство: «Начинается ночь, а Янкеля нет. Эсфирь плачет, и я с ней плачу. Назавтра пришли пастухи и сказали, что коровы нашли яму, где лежали расстрелянные люди. Они сами вырыли себе яму, потом немцы замаскировали ее, но коровы учуяли. Тела там так и остались. Мы боялись их забирать, только ходили близко от ямы, смотрели. Потом попросила разрешение в Крынке, чтобы похоронить».


Но ведь верно говорят: беда не приходит одна. Пытаясь спастись, Эсфирь, Евдокия и дети переезжают в Дараганово. Но здесь уже создано гетто, и всех евреев сгоняют на Песчанку. Однажды ночью раздался стук в дверь. Эсфирь босиком, раздетая бросилась в потайной лаз. Дети спали на печи. Дуся открыла дверь. За ней стояли местные полицаи! «Где Эсфирь?» — «Не знаю, наверное, пошла в Ковгары принести хлеба для детей». Они пошарили, полазили — с тем и ушли.


Недели через полторы приходит Матрена Метлицкая, мать Лидии Михадюк, и приносит записку от Левитиной: «Дуня, шукай сабе места, а дзяцей прывязi мне». Так Эсфирь с детьми оказалась у Ф.Метлицкого.


Мы спрашивали дочь Метлицкого Ольгу Федоровну Вандарьеву, помнит ли она, как у них появилась Левитина. Вот что она нам рассказала: «Лейзериха, как к нам пришла, купила слуцкий андарак, лапти, платок — стала бабой деревенской. Жила она у нас зиму 1941/1942 гг. С ней были четырехлетняя дочь и мальчик. Батька с ними еще до войны дружил. Как же можно было людей бросить?»


В конце концов решили переправить Эсфирь к партизанам. Она ушла на Глуск. Матрена Метлицкая очень просила оставить Асю, говорила, что у них она будет в безопасности. Но как матери оставить ребенка? Забрала Эсфирь детей с собой, да только не смогла уберечь, погибли во время боев.


Не пощадила война и Федора Метлицкого. К сожалению, и Михаил Михадюк до Победы не дожил: умер от тифа в 1944 году. Ходил по домам, помогал больным и заразился сам. Лидия прожила долгую жизнь, умерла относительно недавно.


Сейчас мы собираем материал о Праведниках из деревни Татарка Кирилле и Нине Ракович и Нине Лысюк из Елизово. Недавно я нашла дочь Раковичей Аллу Кирилловну Шостак. Вот что она рассказала: «Отец окончил Харьковский институт, и его прислали в Белоруссию работать. По национальности он белорус, родом из Любанского района, из семьи простых колхозников. Был очень добрый, сердечный человек. Мама, Нина Денисовна, окончила гимназию. Я помню, мы прятали Лейберманов, Загальских, Фаню Семеновну Пик. Фаня Пик — учительница, преподавала немецкий язык. У Фани Семеновны была дочка Эра. Но когда немцы пришли, Фаня ее переименовала в Веру.


Почему мы их прятали? Папа очень жалел их. До войны они были хорошими друзьями. У нас они стали прятаться сразу после прихода немцев. Жили не в доме, а в сарае на сеновале. Соседи не знали, что они прячутся у нас. А может, и знали, но молчали — люди очень хорошие были, учителя. Конечно, всем было страшно...


Папа решил подделать документы на Фаню Семеновну: вместо «еврейка» написать «украинка» и потом переправить в Кличевский район, к партизанам. Однажды зимой отец посадил Фаню в большую бочку, а Верочку прикрыл сеном и так вывез их за Березину». Фаня Пик осталась жива и в 2001 году представила своих спасителей к званию Праведник народов мира.


Кирилл Ракович не дожил до дня Победы. Погиб в партизанах 11 июня 1944 года. Похоронен в поселке Елизово.


Из восьми Праведников нашего района пятеро (Метлицкий Федор, Михадюк Лидия и Михаил, Ракович Кирилл и Нина) похоронены на территории Осиповичского района. Остальные — в других районах: А.Звонник — в д. Макаричи Стародорожского, Н.Лысюк — в Бобруйске. Где находится могила А.Денисова, неизвестно.


Хочу сказать, что изучением Холокоста у нас занимались также В.Н.Власова, С.Д.Бородич, О.Л.Понуровская, Л.В.Безручко и другие учителя. Потому что это очень важная тема и неутихающая боль...


Неонила ЦЫГАНОК, методист районного отдела образования, учитель истории СШ № 2, Осиповичи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter