Беларусь Сегодня

Минск
+23 oC
USD: 2.08
EUR: 2.32

Эксперт: чем интереснее политическая жизнь, тем сложнее поддерживать уровень жизни населения

Без перетягивания мандата

Приближение парламентских выборов всегда актуализирует вопрос участия в них политических партий. Вместе с тем партийная система нашей страны не первый год вызывает серьезные нарекания и политологов, и рядовых граждан. Активность большинства партий не только оставляет желать лучшего — она нередко и вовсе незаметна. Отчего так происходит и можно ли исправить подобное — об этом наш разговор с политическим аналитиком, председателем наблюдательного совета Белорусского комитета молодежных организаций Вадимом Боровиком.


— Вадим Александрович, почему наши партии в большинстве своем не пользуются авторитетом и поддержкой общества и оживают только перед очередной электоральной кампанией? Не изжила ли себя вообще партийная система как таковая?

— Давайте для начала определимся с тем, что такое партийная система в ее классическом понимании и как она формировалась в рамках белорусской политической системы. Это система отношений соперничества и сотрудничества между легитимно сформированными политическими партиями, борющимися за власть или за возможность участия в управлении государством посредством делегирования своих представителей. Наша партийная система начала формироваться в начале 1990-х после обретения страной независимости в условиях острого экономического, социального и политического кризиса. Граждане потеряли практически все сбережения, накопленные в советский период, столкнулись с резким падением уровня и качества жизни, утратили чувство безопасности на фоне роста преступности — и чувствовали себя дезориентированными в отношении ценностей, сформированных в «прошлой советской жизни».

В таких условиях наше общество быстро разочаровалось в декларируемых демократических и либеральных ценностях, которые набирали особую популярность в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Рассогласованные хаотичные решения руководства страны в начале 1990-х и политические зрелища, предлагаемые народу «на голодный желудок», никак не могли быть восприняты позитивно. Созрел социальный запрос на сильного национального лидера и формирование стройной вертикали власти, с чем связывали возможность наведения элементарного порядка в стране.

После проведения первых президентских выборов и последующего республиканского референдума по воле народа произошло существенное перераспределение реальных властных полномочий между ветвями власти в пользу Президента и сформированной им исполнительной вертикали. В таких условиях сама роль политических партий закономерно стала снижаться. Президент, пользующийся поддержкой подавляющего большинства населения, не стал опираться на какую-то одну конкретную политическую партию, то есть не пошел по пути формирования партии власти. 

С другой стороны, политические партии в условиях мажоритарной системы выборов во многом утратили поддержку со стороны активного населения. Негативно на имидже ряда партий сказались их склонность к так называемой уличной борьбе, радикальная риторика и неспособность консолидироваться в ходе серьезных политических кампаний. Легитимная борьба за власть подразумевает участие в выборах всех уровней. Встречи, митинги, круглые столы, дебаты и прочее не являются целями партии.

— Уже много лет говорят о необходимости перехода к смешанной избирательной системе. Насколько готово к этому наше общество и активизирует ли такой шаг партийную жизнь в Беларуси?

— Проводя любые изменения политической системы, мы должны руководствоваться прежде всего интересами народа. Такие изменения должны способствовать развитию экономики и повышению социальных стандартов, в конечном итоге делать нашу Беларусь лучшей страной для жизни. Поэтому когда мы говорим про изменения порядка проведения выборов, то решения по этим вопросам должны приниматься не исходя из интересов отдельных политиков и партий, а исходя из наших общенациональных интересов.

Естественно, при смешанной системе выборов роль партий, а также авторитет их лидеров возрастет. Есть партии, чьи кандидаты в мажоритарных округах набирают существенное количество голосов, но не побеждают. При частично пропорциональной системе выборов они смогут получить представителей в Парламенте. Но мы не должны разбалансировать систему и допустить ситуацию, которую мы видим у некоторых наших соседей. Когда из парламентских заседаний устраивают телешоу, а принятие многих важных решений существенно затягивается. Приоритетом для нас должна оставаться политическая стабильность как основа для развития экономики и социальной сферы. Есть правило: чем насыщеннее и интереснее политическая жизнь, тем тяжелее поддерживать экономическую стабильность и уровень жизни населения. Выбирая между хлебом и зрелищами для народа, власть должна прежде всего думать о том, как народ накормить. Зрелища хороши на сытый желудок.



— Как показывает опыт постсоветского пространства, для многих членство в той или иной партии обусловлено не столько ее идеями и программой, сколько личностью партийного лидера. Где белорусские партийцы-харизматики?

— Не так давно в ходе «Большого разговора с Президентом» Глава государства говорил о дефиците талантливых харизматичных кадров, которые работают в сфере идеологии. Так и в политике, лидеров-харизматиков единицы. В любой сфере много способных и талантливых, но выдающихся — единицы. При этом я хочу отметить, что наш Парламент на текущем историческом этапе занимает то место в политической системе, которое в наибольшей степени соответствует интересам государства и общества. Возможно, мы подходим к моменту, когда повышение роли Парламента и партий в политической системе страны становится более актуальным. Взвесив все за и против, надо принять правильное ре-шение. 

— Немаловажный момент партийного строительства — финансовый. У некоторых наших партий эта сторона работы оказалась настолько провальной, что они, даже будучи откровенно оппозиционными, уже не прочь даже финансироваться из госбюджета. Как, с вашей точки зрения, должны субсидироваться партии?

— Можно рассчитывать на членские взносы, но они вряд ли покроют все партийные расходы. Финансирование партий из-за рубежа запрещено во всем мире, вопрос национальной безопасности. Не лучший вариант, если партия станет «карманной» у представителей крупного бизнеса, поскольку в таком случае возможны незаконное лоббирование и коррупционные проявления. В России парламентские партии имеют соответствующую поддержку от государства. И даже партии, не прошедшие в Парламент, но набравшие определенный процент на выборах, имеют право пользоваться такой поддержкой. Нам тоже можно обратить внимание на российский опыт. Но нужно все хорошо подсчитать и подумать, какова конечная цель этих действий.

— То есть в некоторых странах бюджет расходуется еще и на содержание партийного аппарата. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный. Каким же вы видите наше гражданское общество? И каково место партий в нем?

— Мы должны руководствоваться позитивным мышлением. Будущее и настоящее у нашего гражданского общества достойное. Белорусы будут совершенствовать и гражданское общество, и партийную систему. Но важно идти от жизни, учитывая внешние и внутренние вызовы. Мы живем в непростое время, а наше геополитическое положение не сулит нам спокойной жизни. Нас ждут серьезные вызовы, к которым мы должны быть готовы. Поэтому проводя любые реформы, мы должны понимать главное: цена ошибки может быть очень высока. В любом случае я уверен, что у нашего народа хватит мудрости и сил эволюционным путем создать для себя оптимальную политическую систему.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
5
Загрузка...
Новости и статьи