Сельская газета

Без «пазика» было как без рук

65 лет назад с конвейера сошел первый легендарный ПАЗ

Тракторы, комбайны, грузовики… Это мощь и сила, механические руки и ноги механизатора. Без них не обходится ни одна посевная, уборочная или заготовка кормов. А вот автобусы будто канули в Лету, ушли на второй план. Хотя в советские времена в хозяйствах их было немало — юркие «пазики» вовсю шустрили на пыльных проселках и гравийках. Мы попытались отыскать эти раритеты, встретиться с теми, кто помнит их надежность и неприхотливость.


В СССР заводы часто создавали на базе авторемонтных предприятий, производивших запасные части или специнструмент. Не исключение и Павловский автобусный завод в Нижегородской области. Он был создан еще в 1932 году для выпуска автотранспортного инструмента. А первый автобус — ПАЗ-651 — сошел с конвейера 65 лет назад, в августе 1952 года. Он сконструирован на базе «газона» ГАЗ-51. Впоследствии в Кургане создали еще один завод. ПАЗы, сделанные там, стали называться КАвЗами. Хотя их часто путают с теми же «газиками» — «носовая» часть одинаковая. О КАвЗах «СГ» рассказывала в прошлых номерах.

Тогда в совхозе «Минский» нам удалось отыскать редкий экземпляр КАвЗ-651. Он был не только на ходу, но и техосмотр прошел без проблем. С поиском ПАЗ-651 вышло сложнее. Обзвонили десятки хозяйств, автопарков. Нам сказали: даже более поздние модели, выпущенные в 1980-е, давно уже списали.

И вот на одном из минских ретрофестивалей случайно попался на глаза ПАЗ-672М — тот самый потомок первого автобуса. Такой же круглый, желтый. Да еще на ходу, с документами в придачу. Колесит, конечно, не как пригородный с трафаретом по маршруту.

Его хозяева братья Олег и Виталий Гапановичи из Минска больше используют транспортное средство для экскурсий или выставок. Ведь теперь автобус самый что ни на есть раритет. Только прокатиться на нем — уже повод для гордости.

Братья уже много лет реставрируют советскую технику — автомобили и мотоциклы. А вот автобус никак не могли подобрать. В 1990-е годы такая техника еще работала в автопарках, но к началу 2000-х ее списали и порезали. И вот два года назад Олег случайно увидел ПАЗ возле одного из автоцентров...

С находкой повезло. Автобус 1988 года для своего возраста, считай, новенький. Отсутствовали только заводские ручки и одно сиденье, несколько кнопок, переключателей и часы. На корпусе ржавчина и трещины, в некоторых местах слезла краска, но зато пробег всего 81 000 километров. И главное — на ходу!

Правда, в первой поездке случился казус. После 100-километрового пробега отказал двигатель. Пришлось сделать капремонт, благо нашлись специалисты. Коробку передач и гидроусилитель руля братья перебрали сами.

Владельцы продолжают комплектацию. Но это касается скорее внешнего вида. Все детали автобуса почти на сто процентов родные. И при этом он еще может разогнаться под сотню. Весит всего 4,5 тонны, а из элементов управления — всего четыре передачи и три педали. Зато по проходимости ни одна легковушка не сравнится.

В салоне 23 места. На сиденьях родной кожзам, его прикрывают чехлы с рисунками. Владельцы добавили в салон больше красок — яркие шторки, гирлянды между окон. Руль оплетен. На ПАЗах, ЛАЗах и ГАЗах, в отличие от «Икарусов», это делали водители. Заводской руль тонкий, из гладкого пластика, что не очень удобно при управлении.

Попадать в кабину неудобно. Посадка высокая. В старых моделях сиденье крепилось намертво, в новом ПАЗе-672М регулируется вперед-назад и по наклону спинки. Кстати, на водительской двери сохранились оригинальные планшеты для инструмента. Обычно они теряются.

Панель приборов лаконичная. По дизайну напоминает ЗАЗ-966 «Запорожец». А устройство стрелок и вовсе как у легковой машины 40 лет назад: температура воды, давление масла, уровень топлива в баке. По паспорту работал автобус на бензине А-76. Бак 105 литров. Расход топлива при скорости 60 км/ч — 22,4 литра. Максимальная скорость при полной загрузке — 80 километров.

Автобус хорошо запомнился сдвоенными фарами. Внутренняя пара — противотуманки с желтым стеклом. Олег и Виталий купили недавно оригинальные и установили. Фары стандартны для большинства автобусов того времени.

В задней кузовной панели так называемый ритуальный люк. Автобус часто выполнял функцию катафалка и находился в подвижном составе ритуальных бюро и крематориев. Но в первую очередь — для раненых, на случай войны. Номерной знак подсвечивается фонарем. Причем это не доработка владельцев, а заводская установка. Деталь появилась еще в 1930-е годы. Устанавливалась на грузовики до конца 1980-х.

Ни Олег, ни Виталий раньше не работали на ПАЗе. Как купили, сдали на категорию «D». Говорят, управление автобусом — совсем другая философия, другая ответственность. С легковушкой и мотоциклом не сравнить: «Когда много пассажиров, чувствуешь их буквально спинным мозгом».

А КАК использовали автобусы в АПК Беларуси? Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Александр Адамов говорит, что ПАЗы начали списывать массово более 10 лет назад. А до этого их еще можно было увидеть во многих хозяйствах.

Как правило, доставляли на них своих работников. В некоторых сельхозпредприятиях расстояние между деревнями доходило до 10 километров. Автобусы выручали при подвозке механизаторов на мехдворы. Причем не только во время уборочной, но и в межсезонье.

Незаменимыми оказались ПАЗы для овощных хозяйств ОАО «Фирма «Кадино», «Агрокомбинат «Восход», «Фирма «Вейно». Для сбора урожая свеклы, моркови, яблок приглашали студентов, рабочих. Их подвозили прямо в поле — и так все время. Это гораздо выгоднее, чем заказывать технику из автопарка. Да и сейчас работников из города доставляют служебные автобусы — в минских «Мачулищах», агрокомбинате «Дзержинский». Только это уже не прежние «пазики» и ЛАЗы, а родные минские МАЗы.

По словам заместителя председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Михаила Придыбайло, с 1980-х годов в хозяйствах предпочтение отдавали КАвЗам. По одному автобусу на сельхозпредприятие покупали даже небогатые хозяйства.

Технику использовали как вахтовую, для подвоза рабочих. А ПАЗ — больше пассажирский автобус. С тем же двигателем, как у КАвЗа, менее проходим по полям. Хотя он теплее и комфортнее. На таком автобусе не утомляла поездка в райцентр за десятки километров.

Виктор ЕЛИСЕЕНКО из Кричева, водитель автобуса ПАЗ-651 во второй половине 60-х годов, вспоминает:

— В 1965-м демобилизовался из армии. За плечами — учеба в автошколе на водителя. Устроился в Кричевскую автобазу № 7. За мной закрепили ПАЗ-651, который еле ездил. Я  был не в восторге,  сразу  подумал: «Больших денег здесь не заработаю».

Но ничего, отремонтировал «старичка» – и на линию. ПАЗ-651 в народе называли коробочкой. Их заказывали в автобазах цементный завод, другие предприятия,  для обслуживания подшефных хозяйств. И за нашей автобазой закрепили колхоз. Слесари, сварщики, кондуктора выезжали помочь собрать урожай. И водители, конечно, не сидели сложа руки.  

По пригородному автобазовскому маршруту доставлял сельчан в Кричев. В поликлинику, документы оформить или на рынок закупиться. Курсировал между райцентрами. Помню, перед Чаусами в районе Дранухи прогнивший мост. С людьми боялся переезжать. Пассажиров высаживал — и вперед один. Только потом они переходили на другой берег. О страхе тогда не задумывался, молодой был. А ведь мог бы и сорваться, в реку упасть.

Бывало, застревал. Дороги заметало, и автобус становился колом — ни назад, ни вперед. Причем не то что в отдаленных деревнях, а даже в самом Кричеве. Так мог всю ночь в салоне просидеть. Куда идти, когда кругом метель? А техники снегоуборочной было очень мало.

На первом своем ПАЗе-651 проработал около двух лет. Пересел на ЛАЗ. Автобусы в сельхозпредприятиях начали появляться, как разбогатели — ближе к 80-м годам. Но это были более поздние модели — даже ПАЗ-672 могли себе позволить купить далеко не все.

ЗНАЧОК

На ПАЗ-652 и 652Б логотип с крыльями, а внутри — парящая чайка. На эмблеме 672М — стилизованный цветок лилии (возможно, это связано с цветами Ждановского парка в Павлово, который принадлежал заводу). Символика завода претерпела небольшие изменения, но сохраняется до сих пор.

КСТАТИ

На Борисовском авторемонтном заводе для автобусов ПАЗ-651, проходивших капремонт, изготавливали новые кузова. Такое производство продолжалось до начала восьмидесятых годов прошлого века.

В ТЕМУ

ПАЗ-672 стал на конвейер в 1968 году. Его отличали более мощный двигатель (115 лошадиных сил), ходовая часть, прибавилось места для пассажиров. Эта модель с небольшими изменениями (ПАЗ-672М) выпускалась до 1989 года. «Пазики» стали основным общественным транспортом пригородных и сельских маршрутов. На их плечах лежало 80 процентов перевозок. Они пробирались через лютые морозы Якутии, шли на экспорт в страны Азии и Африки, где успешно работали в тяжелом климате и без сервиса.

МОДИФИКАЦИИ

Передвижная столовая, телевизионная станция, экспортное, тропическое и северное исполнение. Наиболее популярный ПАЗ-3742 — рефрижератор. В народе его прозвали пингвином.

kovalev@sb.by

Фото Владимира ДАЛЕЦКОГО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Прекрасный автобус для сельской местности с очень хорошим дизайном,лучше,чем новый.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?