Без ошибок и помарок

На областной педагогической конференции в Клецке педагоги Минщины получили “задание на дом” от губернатора области Леонида Крупца и заместителя министра образования Казимира Фарино

Из 18 абитуриентов, получивших в нынешнем году 100 баллов по централизованному тестированию, четверо окончили школы Минской области. Выпускница Дзержинской гимназии Екатерина Дулуб стала абсолютной рекордсменкой абитуриентской кампании-2007: по сумме трех сертификатов и среднего балла аттестата у нее 389 баллов.

Этот результат — одно из самых ярких доказательств эффективной работы педагогов Минской области. Их усилия оценены: накануне учебного года Минский облисполком учредил 14 премий для талантливых педагогов и 6 грантов на реализацию педагогических проектов на сумму 30 миллионов рублей.
— Третья часть областного бюджета будет направлена в нынешнем году на развитие образования, причем мы и впредь сохраним тенденцию роста финансирования, пообещал председатель Минского облисполкома Леонид КРУПЕЦ участникам областной педагогической конференции в Клецке.
По его словам, в этом году только на приобретение компьютерной техники и программного обеспечения для школ Минщины выделено 2,9 миллиарда рублей. Общий объем вложений — 695 миллиардов рублей. На какие статьи расходов тратятся эти деньги?
Значимым событием нового учебного года станет открытие двух сельских школ — в деревне Озерцо Минского и Старлыги Мядельского районов. В Дзержинском, Солигорском и Копыльском районах будут сданы три удобных и красивых дома для семей, принявших на воспитание сирот.
В области станет больше учреждений образования нового типа: одна из Узденских школ получила статус гимназии, а детский сад в Клецке вырос до уровня Центра развития ребенка. Требуют повышенного внимания и нерешенные проблемы — социальное сиротство, семейное неблагополучие, дальнейшее обеспечение равных возможностей в получении качественного образования для городских и сельских школьников.
Начальник управления образования Миноблисполкома Таиса ДАНИЛЕВИЧ рассказала, что в области сформирована информационно-образовательная среда, направленная на активное развитие одаренности учащихся, создана целостная система проведения олимпиад, научно-практических конференций, творческих интеллектуальных конкурсов. О высоком потенциале школьников Минщины свидетельствуют, в частности, 90 дипломов, полученных в этом году на республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам. Это на 10 больше, чем было в предыдущем году.
Сфера образования Минской области функционирует в интенсивном инновационном режиме: созданы и работают 31 гимназия, 7 лицеев, сотни лицейских и гимназических классов. Созданные ученикам условия приносят видимый результат: в прошлом году в вузы поступили 47% выпускников общеобразовательных учреждений области, 27% стали учащимися средних специальных учебных заведений. Отличные результаты показывают гимназии Дзержинска, № 1 Борисова, Слуцка, Солигорска, Вилейки, Боровлянской гимназии Минского района, Несвижской белорусской гимназии, более 90% выпускников которых из года в год становятся студентами самых престижных вузов. В истекшем учебном году на поддержку одаренных учащихся и их педагогов из областного бюджета было выделено около 800 миллионов рублей.
— Огромные средства выделяются на развитие образования, но каждая копейка должна использоваться строго по назначению и приносить максимальную отдачу, — напомнил заместитель министра образования Казимир ФАРИНО. В своем выступлении он обрисовал задачи, которые стоят перед педагогами в новом учебном году.
 Гувернантка из детского садика:
 — Сегодня дошкольным образованием охвачено 82,3 процента детей детсадовского возраста. Хорошо, что год от года уменьшается количество пропущенных детьми по болезни дней. Однако проблема сохранения их здоровья остается: медики говорят о том, что только 20 процентов впервые пришедших в дошкольное учреждение детей здоровы. Мы должны позаботиться о них на должном уровне. Создавать игровую среду, развивать новые формы дошкольного образования, открывать центры развития детей.
Мы считаем, что и на этом уровне должны быть платные услуги. Сейчас родительская плата составляет лишь 60 процентов стоимости питания ребенка. Мы должны открывать детские сады на дому, игровые сезонные площадки, создавать гувернерскую службу. Надо оказывать своевременные качественные услуги родителям.
Одна из проблем — строительство детских садов в новых микрорайонах. Глава государства попросил министра образования проанализировать еще раз потребность в них, чтобы в стране не было невостребованных новостроек. Может, выгоднее две-три остановки подвозить ребенка, создать отдельный маршрут, а средства направить в те учреждения, которые работают с полной отдачей?
 Гимназии подтвердят статус
 Готова ли сегодня школа к переходу на профильное обучение? По инициативе главы государства будет создана комиссия, которая изучит, насколько готово учительство реализовать программу профильного обучения.
Мы создали оптимальную сеть учреждений системы общего среднего образования. Может, стоит на этом остановиться, уделять внимание качеству работы лицеев и гимназий? Отдельные учреждения образования нового типа вскоре поменяют статус, потому что не обеспечивают должный уровень подготовки, не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
 Как бороться с перегрузкой?
Это проблема работы педагога, качества педагогического взаимодействия “ученик-учитель”. Я убедительно прошу еще раз посмотреть приказ министра и грамотно, правильно, целевым назначением использовать все компоненты учебного плана. С 1 сентября вступает в силу 21 нормативный документ по системе общего среднего образования, в том числе Закон “Об общем среднем образовании”, стандарт, программа развития общего среднего образования. Мы утвердили учебные планы и программы около трехсот факультативов и курсов по выбору, их уже не надо ни с кем согласовывать, они подписаны министрами образования, здравоохранения и финансов.
Репетитор, выйди из тени!
Я надеюсь, что введение профильного обучения во многом решит проблему репетиторства. Конечно, мы его не искореним, но свести к минимуму или, по крайней мере, направить эти деньги в систему образования мы обязаны. Школа обязана оказывать платные услуги, как любое другое учреждение. Если она этого не делает - причина в руководителе. Если он, менеджер и управленец, не понимает, как заработать деньги, его надо учить. Мы вышли на Министерство по налогам и сборам с предложением освободить заработанные репетиторством средства от налогов. Пусть эти деньги пойдут на развитие учреждений образования и оплату учительского труда. Выход репетиторства из тени позволит “увидеть” очень многих учителей, создать авторские школы для повышения качества образования.
 О школе судят по выпускникам
В этом году мы откорректировали программы вступительных испытаний и спецификации тестов, ориентировав их на базовый уровень. Средние баллы централизованного тестирования почти по всем предметам возросли. Можно сегодня говорить о всеобщем мониторинге качества образования в регионах при помощи тестирования. Конечно, работу школы надо оценивать не по количеству поступивших в вузы или медалистов, а по уровню социализации выпускников. Но централизованное тестирование высветило лучшие с точки зрения усвоенных знаний регионы.
Лучшие в Минской области — Копыльский район (его выпускники были сильнее сверстников на испытании по белорусскому, испанскому языку, ЧОГ), Узденский (русский язык), Мядельский (английский язык, биология), Вилейский (физика, математика, французский язык, ЧОГ), Логойский (немецкий, Всемирная история, химия), Молодеченский и Крупский (история Беларуси), Солигорский (география), Слуцкий (физика).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter